psyhologies.ru
тесты
текст: Ольга Пекелис 

«Умеренность – это работа над собой»

Жизнь без излишеств может быть не только следствием кризиса... но и личным выбором, освободительным по своей природе. Ведь соотносить свои мечты с реальностью – это лучший способ избежать зависти и страданий, считает социолог Анн Шате.
alt ФОТО THIBAULT JEANSON FOR PSYCHOLOGIES FRANCE 
Psychologies:  Что такое умеренность?
Быть умеренным – значит не требовать лишнего, сказать: «Мне этого хватает», «Мне достаточно» – в ситуации, когда можно было бы хотеть большего. Такое ограничение собственных желаний возможно только в условиях демократии и изобилия; в противном случае нас ограничивает бедность или идеология неравенства, существующие в обществе, и человеку уже не нужно регулировать свои желания.
Такая установка, похоже, отражает веяния нашего времени: сомнения в экономическом росте как безусловном благе, забота об экологии, отказ от бессмысленной роскоши…
Анн Шате:  Во всех этих случаях речь идет об одном и том же выборе: перестать хотеть «еще и еще», что позволяет стать счастливее, освобождая от зависти к тем, кто владеет бoльшим. Но умеренность затрагивает не только сферу потребления, а все наши желания – профессиональные, эмоциональные, нашу потребность в признании. К тому же умеренность не имеет в своей основе ничего воинствующего или протестного. Она скорее вырабатывает уважение к существующему порядку вещей, иногда – склонность замыкаться в себе. Мы как будто оставляем другим возможность суетиться – и пусть богатые и знаменитые станут еще известнее и еще богаче.
Означает ли это, что умеренность – первый шаг к аскезе?
Нет, «умеренность» – понятие относительное. Мы мечтаем о малом лишь по сравнению с тем, чего от нас ждут семья, окружающие, общество. Я часто вспоминаю об одной женщине-юристе: ее коллеги считают, что ей недостает честолюбия, ведь она предпочла работать в общественной организации, а не в престижном авдокатском бюро. А кому-то другому ее нынешняя работа показалась бы пределом мечтаний. Умеренность применительно к каждому из нас зависит от нашего культурного багажа и социального статуса.
Что хорошего в том, чтобы умерять свои желания?
Не давая себе слишком далеко заходить в своих мечтах, стараясь соотносить их с реальностью, мы избегаем фрустрации, зависти, страданий, и в этом есть некое освобождение. Поразительно, до какого озлобления доходят порой люди, не достигнув поставленных целей – образовательных, профессиональных, социальных. Если, двигаясь по жизни, мы приспосабливаем свои устремления к реальности, мы снижаем внешнее давление и освобождаемся от той роли, в которой нас хотят видеть другие.

Интервью

Анн Шате (Anne Chaté) – социолог, автор книги «Прийти к умеренности, мечтать о малом, или Как организовать мечты» («Comportement de modération, rêver petit ou l’arrangement des rêves», L’Harmattan, 2008).

Умеренность делает жизнь проще или труднее?
Сначала труднее. Необходимо отстраниться от социального давления, перестать сравнивать – а это противоречит человеческой природе. Но потом умеренность упрощает существование. Мы перестаем постоянно искать чего-то, гнаться за чем-то, стремиться заместить каждое исполненное желание новым – все это дает нам отдых.
А не может ли излишняя умеренность в конце концов стать опасной?
Она опасна, если заставляет человека ограничивать себя, подавлять, мешает ему проживать то, что выходит за рамки запланированного. В отдаленной перспективе это может привести к замкнутости, к сектантству. В обществе, где все мечтают о малом, было бы меньше новаторства, меньше соревновательности, меньше шансов (или риска), что унаследованный от прошлого общественный строй сменится новым. Но мечтать о малом – это все-таки мечтать, так что в этом есть желание, стремление к чему-то.
Может быть, так мы задним числом компенсируем свои беды и неудачи?
С моей точки зрения, умеренность – это добровольный выбор. Другие социологи считают ее формой адаптации: мы ограничиваемся меньшим, поскольку не можем получить большее. Но мне кажется, люди обладают достаточной ясностью ума и сознательностью, чтобы не идти на поводу у всех своих желаний. В умеренности меня интересует прежде всего этот поступок, когда человек сам определяет свои приоритеты. Люди вступают на этот путь после того, как пережили несчастный случай, потерю близких, развод. Речь идет об определенном отношении к жизни, о работе над собой. Они пересматривают иерархию своих желаний и начинают ценить простые радости. Но это может быть и изначальный выбор. Снова вспомню ту женщину, адвоката, чьи университетские друзья считают, что она погубила свою карьеру. Но ведь ее-то цель – чувствовать себя полезной!
Когда я говорю с вами, мне слышится: «отречение», «лишения»…
Иногда так оно и есть. Когда к умеренности приходят слишком рано, она может означать утрату возможностей, которые дает нам жизнь, и это ее нежелательный побочный эффект. Для некоторых умеренность равнозначна депрессии. Один мой читатель сказал: «Мне кажется, это ужасно, это все равно что умереть».
Вы, судя по всему, убеждены, что умеренность – самый верный путь к счастью.
Существует прямая связь между «скромными мечтами» и счастьем как покоем. Если для вас испечь яблочный пирог вместе с дочкой – значит хорошо провести воскресный день (а за этим, само собой, стоят определенный идеал, ценности), вы даете себе шанс наслаждаться доступным счастьем. Поначалу мы часто пренебрегаем этим цветом в палитре жизни, но, постепенно открывая его для себя, мы многое приобретаем. Мне кажется, что умеренность – лучший способ приготовить себе счастливую старость.
Источник фотографий: THIBAULT JEANSON FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Услышать сигналы тела и суметь их расшифроватьУслышать сигналы тела и суметь их расшифроватьБудет ли легкомыслием думать, что наше лицо, фигура, кожа, руки или форма ушей говорят нечто важное о нашем темпераменте, эмоциях или личной истории? Что мы можем узнать с помощью телесной психотерапии о нашем уникальном способе бытия в мире? Что знал Фрейд о языке симптомов и какую пользу работа с телом принесла нашей героине? К каким методам следует относиться с осторожностью и почему принципы психосоматики особенно эффективны при лечении детей? Краткий весенний курс взаимопонимания тела и души. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты