5 627

Зачем нам нужны стереотипы?

Мы смеемся над анекдотами про чукчей и блондинок, сомневаемся в праве сексуальных меньшинств устраивать на наших улицах гей-парад или ищем сотрудников «до 40». Так срабатывают наши стереотипы. Как они возникают, в чем их смысл и почему лучше отдавать себе в них отчет?
Зачем нам нужны стереотипы

Недавно у меня заглохла машина. Посреди перекрестка, в половине второго ночи, в одном из спальных районов, под проливным дождем. Пять или шесть проехавших автомобилей никак не отреагировали на мои мольбы о помощи. И я уже прикидывал, во сколько обойдется вызов эвакуатора, когда рядом притормозили видавшие виды жигули. «Что случилось, дорогой?» — поинтересовался грузный кавказец с водительского сидения. Я объяснил. «Да-а, — протянул он. — Плохо дело. До дома тебе далеко?» «Очень», — честно ответил я. Кавказец вздохнул и сказал: «Слушай, ты подожди десять минут, я жену отвезу и приеду, да?» И уехал. Конечно, я вызвал эвакуатор, но ровно через десять минут около меня остановились те же жигули, и водитель выбрался под дождь, держа в руках буксировочный трос. «Поехали, да?» — сказал он, как сказал бы, наверное, Юрий Гагарин,случись ему родиться на Кавказе. И мы поехали. Он отбуксировал меня до дома по скользкой дороге на другой конец города. Пожал руку и возмутился, когда я попытался дать ему хоть каких-то денег: «Зачем обижаешь, дорогой? Если друг другу не помочь, как жить будем, да?» И пока я стоял с открытым ртом, мой спаситель неожиданно проворно запрыгнул в машину и был таков. Больше всего меня потрясла даже не бескорыстная помощь незнакомого человека, а моя реакция. Я со стыдом признался себе,что именно от кавказца ожидал такого поступка меньше всего. Но почему? Я-то был абсолютно уверен, что свободен от подобных стереотипов.

читайте такжеКак стереотипы помогают нам познавать мир

Мера предубежденности

Само слово «стереотип» придумал в 1920-х годах американский журналист Уолтер Липпман (Walter Lippmann). Точнее — позаимствовал у полиграфистов, которые обозначают им готовую печатную форму, позволяющую воспроизводить текст множество раз. Липпман считал, что стереотипы обладают четырьмя главными свойствами: они упрощают реальность; они ложны; они усваиваются извне, а не вырабатываются самим человеком; они очень живучи*. С тех пор представления психологов о стереотипах изменились, как и способы их оценки.Желание узнать степень собственной предвзятости привело меня на сайт Гарвардского университета (США), где можно пройти тесты имплицитных (скрытых, неявных) ассоциаций, в том числе на русском языке**. Мне предложили максимально быстро выполнить несложные задания, группируя изображения разных людей со словами, описывающими базовые понятия: «хорошо-плохо», «радость-печаль». Скорость реакции позволяет судить о существующих стереотипах и степени их выраженности. Результаты теста лишь подтвердили мое неприятное открытие. «Вы автоматически от-даете предпочтение людям со светлым цветом кожи», — бесстрастно сообщил мне компьютер.

Читайте также
Рик Чиллот: «Ксенофобия — оборотная сторона стремления к самосохранению»

Рик Чиллот: «Ксенофобия — оборотная сторона стремления к самосохранению»

Марк Шеллер (Mark Shaller), профессор психологии Университета Британской Колумбии, выяснил, что в основе ксенофобии, нетерпимости и предрассудков относительно людей с другими генетическими или приобретенными особенностями лежат те же самые механизмы, которые защищают наш организм от столкновения с потенциально опасными носителями инфекций.

Разные, но равные или зачем нам толерантность

Разные, но равные или зачем нам толерантность

Что значит быть терпимым? Признавая права другого быть собой, не ущемляю ли я свои права? 16 ноября — Международный день толерантности, по поводу чего один мой коллега написал в интернете: «Очередной миф — праздник того, чего нет. То ли рантность, то ли не рантность... Говоря же серьезно, под «толерантностью» все чаще понимают попустительство и вседозволенность

«Роботы» сознания

«Не думаю, что вам стоит сильно переживать из-за результатов теста, –успокоил меня социальный психологАкоп Назаретян. — Стереотипы естьу всех, и надо принять это как данность. Больше того, изначально стереотипы позволяли людям экономитьумственные усилия, а их отсутствиемогло бы представлять серьезнуюопасность. Исторически делениена своих и чужих (по принадлежностик одному племени, цвету кожи, языкуили исповедуемой религии) было абсолютно необходимо. Стереотипыпозволяли автоматически воспринимать не-своих как источник угрозы –и на протяжении многих веков так оночаще всего и было. Поэтому расстраиваться, что у нас есть стереотипы,совершенно бессмысленно».По словам психолога, стереотипы,подобно роботам, осуществляют самую примитивную сортировку информации, которая непрерывно поступаетв наш мозг: круглые детали влево,квадратные вправо. Светлокожих к своим, темнокожих к чужим — или наоборот. «Стереотипам просто не повезло,– уточняет психолог Галина Солдатова. — Липпман изначально говорил обобщественном сознании, в частностио стереотипном восприятии людейдругих национальностей. Поэтому слово сразу приобрело негативную окраску. Но стереотипы — это еще и нашаспособность категоризировать мир.Например, мы входим в комнату и видим стул. Мы сразу понимаем, чтоэто — стул, а на стульях сидят. Нам неприходится ломать голову, что это завещь и для чего она нужна». Но еслив случае со стулом наши «роботы»действуют безотказно, то программаделения мира на своих и чужих, похоже,сильно устарела. Ведь сегодня от национальных стереотипов нет никакойпользы. Или все-таки есть?«На этот вопрос трудно ответить однозначно, — говорит Акоп Назаретян. –В Израиле, например, есть некотороеколичество религиозных фанатиков,способных разбить машину соседаза то, что тот завел ее в субботу.90% жителей страны относятся к нимс антипатией. Но все понимают, чтоименно благодаря им существует государство Израиль. Благодаря этимфанатикам, то есть самым убежденным и непримиримым носителям национальных и религиозных стереотипов. Это верно для любой общности людей: когда исчезают носители радикальных убеждений, общность неминуемо растворяется. Но возможно, чток середине нашего века многие привычные нам общности просто исчезнут — тогда сами собой отомрут и связанные с ними стереотипы».

«Стереотипы не являютсячем-то неизменным

Если мыпостоянно сталкиваемся с противоречащей им информацией,они разрушаются. Но иногда стереотип может перевернутьсяна 180 градусов. Скажем, мое поколение считало, что все чернокожие — милейшие люди. Но в 1957 году в Москве прошелФестиваль молодежи и студентов. На него приехало множествочернокожих: носителей совсем другой культуры, других ценностей. Они были разными. Но какой вывод сделали многие моисверстники? «Да дикие они все, и правильно их там давят!» Стереотип перевернулся... Стереотипное мышление есть у всех,но у одних является периферийным, а у других — доминирующим.В последнем случае расстаться со стереотипами очень сложно».

АКОП НАЗАРЕТЯН, социальный психолог

Негативный заряд

Возможно, так все и случится, но покамы на каждом шагу сталкиваемсяс предрассудками — а это уже негативная сторона стереотипов. Объявлениятипа «Молодая русская пара сниметквартиру» появляются время от времени у любого подъезда: арендаторампрекрасно известно, что сдавать квартиру «инородцам» многие не захотят.И так обстоит дело совсем не толькос национальными стереотипами. Социологи показывали сотрудникам кадровых агентств подборку фотографий новобранцев американской военной школы West Point и просилипредположить, кто из них сделал впоследствии хорошую военную карьеру,а для кого в армии не было будущего.Большинство справлялись с заданиемза несколько секунд и давали абсолютно одинаковые ответы. Путь к генеральским погонам открывали, по их мнению, квадратный подбородоки относительно низкий лоб. Но самоеудивительное другое — реальная карьера этих мужчин сложилась именнотак, как подсказывают стереотипы***.Похоже, что наши предубеждениядействуют как самосбывающеесяпророчество: на основе того, чтоподсказывают черты лица, мы создаем для людей благоприятные или,наоборот, неблагоприятные условия.Российские данные говорят уже нео предубеждениях, а о дискриминации. Анализ опубликованных объявлений о вакансиях показал: около 60%из них содержат требования к полу,возрасту, национальности кандидатови другие пожелания, прямо противоречащие закону****. А в ходе опросаруководителей российских компанийвыяснилось, что 25% категорическине готовы взять на работу сотрудника,зная, что он гей; еще 21% затруднились с ответом. Значит, только 54%работодателей вообще не принимаютв расчет сексуальную ориентациюкандидатов*****.

«В 1930-е годы в СШАхлынул поток эмигрантов из Китая.

Во многих штатах число их росло так быстро, что это вызывалонедовольство местных жителей. Проверить искренность и силуэтого недовольства решил психолог Ричард Лапьер (Richard TracyLaPiere). Он разослал в сотни гостиниц письма с просьбой забронировать номер для китайской пары. 90% отелей ответили отказом. Затем Лапьер отправился в долгое путешествие в сопровождении симпатичной молодой китайской пары. Троица объехалавсе отели, в которые были отправлены письма, и нигде не получилаотказа. Эксперимент, известный как «парадокс Лапьера», доказал:стереотипы далеко не всегда влияют на наши действия. К счастью,мы можем вести себя лучше, чем привыкли о себе думать».

ГАЛИНА СОЛДАТОВА, психолог

В какой момент стереотипы перестаютпросто сортировать информацию и подталкивают нас к несправедливости? И почему это происходит? «Стереотипы у нас одинаковые, — объясняет Галина Солдатова, — но они — лишьпервое звено в цепочке «стереотипы–предубеждения–предрассудки».По мере перехода к каждому следующему звену нарастает негативныйэмоциональный заряд. В стереотипахон сравнительно невелик, хотя любыегетеростереотипы, которые определяют отношение к «чужим», как правило,негативны. В предрассудках эмоциональный заряд максимален, он требует выхода — часто в оскорбительном,агрессивном поведении. Нарастаниеэмоционального заряда зависит отличной истории каждого из нас, нашего темперамента, среды, в которой мысформировались».

Предлог для бесчувствия

Велик соблазн считать стереотипыврожденными. Как иначе объяснить,например, наше настороженное отношение к представителям национальностей, которых мы никогда не встречали? И все же это не так. «Наверное,можно говорить о некоей генетической основе разделения мира на своих и чужих, — предполагает ГалинаСолдатова. — Это фундамент, которыйи позволяет потом так легко и быстровозвести здание стереотипа. Но самистереотипы возникают из той информации, которая попадает к нам от родителей, друзей, из телепередач».Стереотипы предназначены еще и длятого, объясняет психолог, чтобы оберегать нас от других — от их переживаний, боли, огорчений. «Они позволяютне задумываться, не сочувствовать, невидеть. Они действуют подобно шорам, которые сужают поле зрения».В некотором смысле жить со стереотипами спокойнее, но они ограничивают наше восприятие мира. «Вы понимаете, что мир не такой, как вы думали, когда узнаете, что лучшийрэпер — белый, лучший игрок в гольф –чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец, а немцы не хотят воевать в Ираке». Мне очень нравятсяэти слова американского баскетболиста Чарльза Бакли (Charles Barkley).И еще: человеку, который выручил менятой дождливой ночью на дороге, я хочуеще раз сказать большое спасибо.

пройдите тесты

Насколько вы толерантны?

Почему вы так на все реагируете?

1 У. Липпман «Общественное мнение» (Институт Фонда «Общественное мнение», 2004).
2 https://implicit.harvard.edu/implicit
3 Research in Biopolitics, vol. 4 (JAI Press, 1996).
4 «Дискриминация в сфере труда: теория и практика» (Центр социально- трудовых прав, 2008).
5 Исследование проведено в июне 2011 года порталом Superjob.ru по заказу журнала «КоммерсантЪ-Деньги».
Текст: Юрий Зубцов 
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

19 октября

Конференция, которая расскажет о будущем

Пойти со скидкой
новый номерСЕНТЯБРЬ 2018 №32149Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты