psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Ратнер 
PSYCHOLOGIES №1

Уметь говорить публично

Овладеть вниманием слушателей, найти верные слова, быть услышанным… Искусство высказываться на публике основано на нескольких правилах, неизменных со времен Античности. О них рассказывает психотерапевт Адольф Хараш.

Адольф Хараш — психотерапевт, ведущий групп развивающего личностного тренинга и мастер-класса для психологов.

Адольф ХарашАдольф Хараш

Думать о другом человеке

Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора не обеспечены заранее. Поэтому он должен уметь устанавливать контакт со слушателями, удерживать их внимание. Уметь говорить — это и уметь слушать, быть внимательным к реакциям другого человека настолько, чтобы адаптировать наши слова и нашу манеру выражаться к его ожиданиям, возможностям и эмоциям. «Это не означает, что мы должны идти на поводу у тех, кто сидит в зале, ловить их желания и стараться им угодить, — считает Адольф Хараш. — Для того чтобы донести до них свои мысли, необходимо оставаться самим собой и осознавать, что аудитория не едина, что она состоит из отдельных личностей, с которыми нужно быть готовым вступить в диалог. По их реакции можно уловить, какие вопросы они могут задать, какие у них могут быть возражения, контраргументы. Выступление на публике по форме представляет собой монолог, однако по сути это всегда диалог (пусть даже мысленный) со слушателями».

Приводить в соответствие свое поведение со своей речью

alt

Как и в любом общении, в публичном выступлении есть два плана: что именно мы говорим и как говорим. Интонации, мимика, жесты играют не меньшую роль, чем слова, содержание речи. Говоря со слушателями в доверительном тоне, нельзя выглядеть высокомерным; желая их увлечь, нельзя говорить равнодушно. «Если поведение оратора противоречит словам, цель его выступления окажется недостижимой: аудитория почувствует фальшь, закроется, перестанет воспринимать содержание и смысл речи, — убежден Адольф Хараш. — Если человек верит в то, о чем говорит, знает свой предмет, захвачен его изложением, он не думает о позе, жесте или выражении лица — они становятся естественным обрамлением слов».

Верить в то, что вы говорите

Выступление перед аудиторией — это не исполнение роли и не игра на публику. Для того чтобы нас слушали, заинтересовались предметом выступления, мы должны верить в то, о чем говорим. Когда мы уверены в своей мысли и в своих словах, мы всегда убедительны и способны взволновать других. «Плохой оратор притворяется тем, кем (как ему кажется) в данный момент хочет видеть его публика, — говорит Адольф Хараш. — Он угадывает, как нужно себя вести, играет роль и поэтому фальшивит. Хороший оратор никем не притворяется, не идентифицирует себя с определенной ролью, выступая перед аудиторией, он остается самим собой, и именно это вызывает доверие у слушателей».

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье