Электронные игрушки могут задерживать развитие речи

Реальность такова, что во многих семьях из-за финансовых проблем, занятости на работе и прочих факторов родители не могут уделять много времени играм с маленькими детьми. Но ученые уверены: находить здоровый баланс между собственной занятостью и общением с ребенком важно для его развития.

Чтение полезнее всего?

Анна В. Соса, доктор философии из Университета Северной Аризоны, вместе с коллегами провела эксперимент с участием 26 пар родитель-младенец с детьми в возрасте от 10 до 16 месяцев. Исследователи не присутствовали непосредственно при играх родителей и детей, поскольку те проводились в домах участников. Но по договоренности там было размещено звукозаписывающее оборудование, так что у них была возможность понять, как проходит игра.

Родителям были предоставлены три набора игрушек: электронные — детские ноутбук, сотовый телефон и «говорящая ферма»; традиционные — деревянный пазл, набор для сортировки фигур и кубики с рисунками; пять книг о животных, формах или цветах.

Родители произносили меньше слов во время игры с традиционными игрушками, чем во время чтения книг

Во время игры с электронным набором взрослые использовали гораздо меньше слов и речевых оборотов, звучало меньше родительских ответов и содержательных фраз, чем при игре с традиционными игрушками или книгами. Сами дети тоже говорили заметно меньше.

Результаты также показали, что родители произносили меньше слов во время игры с традиционными игрушками, чем во время чтения книг. При чтении же взрослые использовали больше понятий, соответствующих тематике книги, чем при игре с пазлом и кубиками.

По словам авторов проекта, он подтвердил различия между тремя видами игровой активности родитель-ребенок. На первом месте с точки зрения пользы для детей стоит чтение книг, на втором — традиционные игрушки, на третьем — электронные.

Выводы для родителей

«Эти результаты дают основание полагать, что не стоит увлекаться покупкой электронных игрушек, которые рекламируются как образовательные и зачастую довольно дорого стоят, — заключают авторы исследования. — Наши выводы дополняются большим количеством данных, подтверждающих потенциальную пользу чтения книг совсем маленьким детям. Кроме того, игра с традиционными игрушками может быть столь же эффективной для развития навыков речи и коммуникационного взаимодействия, как и чтение книг, так что этому виду активности определенно стоит отдавать предпочтение».

Иными словами, если родители не хотят вырастить маленького технологичного «маугли», не стоит заменять живое развивающее общение с ребенком игрой с электронными игрушками, даже самыми дорогими и «образовательными».