psyhologies.ru
тесты

Что значит быть мужчиной?

Что делает мужчину мужчиной? Половой орган? Крепкие мускулы и сила воли? Способность обеспечить семью? Все это вместе и что-то еще? В разные времена на этот вопрос давали разный ответ. А сегодня и вовсе пришли к отсутствию единого ответа. Но должно же быть что-то самое важное!
Что делает мужчину мужчиной? А "настоящим"?Что делает мужчину мужчиной? А "настоящим"?

«Мужчина я или нет?» Эту фразу с интервалом буквально в пару недель я услышал от двух своих приятелей, оказавшихся в очень разных обстоятельствах. Первый, вполне успешный бизнесмен, разменяв пятый десяток, стал вдруг по два раза в год покупать автомобили премиум-класса, напичкал дом самой дорогой техникой, какую мог найти, а для участка выписывал саженцы чуть ли не ливанского кедра из Ливана непосредственно. Кончилось тем, что он развелся с женой, с которой прожил почти двадцать лет. Пытаясь объяснить, что же произошло, он с искренней обидой сказал, что она не ценила его успехи и заботу и он понял, что заслуживает лучшей участи: «Мужчина я или нет?»

читайте также«Наш развод прошел удачно»

Другой приятель тоже никогда не был обделен успехами. Специалист высочайшей квалификации, он сделал отличную карьеру и в прошлом году затеял строительство дома за границей. И тут случилась крупная неприятность (не будем вдаваться в подробности). Мой приятель остался без работы. От предложений-то отбоя нет, вот только деньги ему предлагают вдвое-втрое меньшие, чем те, к которым он привык. При этом жена его не работала последние лет 15, дочери-подростки тянут деньги с энергией хороших пылесосов, зарубежный недострой одинаково невыгодно и консервировать, и продавать. На вопрос, что он думает делать, мой приятель невесело усмехнулся: «Прорвемся. Мужчина я или нет?»

Могу заверить, что оба они – определенно мужчины, и не из последних. Вот только смысл в само это понятие, кажется, вкладывают разный. Как, впрочем, и все на свете.

ОПРОС

93% российских мужчин утверждают, что главное для них – заниматься работой, которая интересна.

59% готовы оставить родителей или друзей и переехать в другой город или даже другую страну ради лучшей карьеры или более высокого уровня жизни.

Исследование «Меняющийся облик мужчин» (The Changing Face of Men) проведено в 2013 году по заказу Discovery Networks.

По факту наличия

Что до меня, то сам я с осознанием своей принадлежности к мужскому полу столкнулся впервые на прогулке в детском саду, когда воспитательница в особенно жаркий день в приказном порядке раздела всю нашу группу, чтобы окатить и мальчиков, и девочек из шланга. Тут-то я сразу все и понял.

Философы и историки любят уподоблять развитие человечества развитию одного человека. И с этой точки зрения древность – «детство человечества» – период, когда мужественность определялась и оценивалась по факту наличия и размерам мужского полового органа. Больше того, это отождествление размеров мужского детородного органа с мужскою же доблестью, судя по всему, зародилось еще до появления человека. У самцов некоторых видов приматов в обычае так называемый «пенильный дисплей» – агрессивная демонстрация своего эрегированного члена. Причем не самкам, а другим самцам – с целью устрашения и достижения более привилегированного положения в сообществе.

При всей упрощенности биологического подхода в точности ему никак не откажешь. Очень многое в нашей жизни определяется эволюционной необходимостью. А с точки зрения эволюции мужчина (как и женщина, впрочем) необходим затем, чтобы произвести потомство. И если так, то при отсутствии половых органов быть мужчиной он по определению перестает. Штука, однако, в том, что и наличие этих самых органов чем дальше, тем меньше гарантирует мужчине его высокое звание.

читайте такжеВ чем же наша мужественность?

Возможны варианты

Наверное, тут самое время перейти от понятия пола к понятию гендера. Если пол – категория биологическая, то гендер – психологическая и социальная. Соответственно, «половой» мужественности соответствует гендерная маскулинность.

Разночтения начались в Средние века, когда в Европе одновременно развивались два типа маскулинности. Первый – рыцарский, основанный на культе силы, воинской доблести и способности завоевать и вражеский замок, и сердце прекрасной дамы. Второй – монашеский, суть которого в мудрости, кротости и терпении*. Кто из двоих – рыцарь или монах – «больше мужчина», на первый взгляд, очевидно. Но это только на первый взгляд.

В действительности монастыри строились в точности так же, как рыцарские воинские ордена: там царила та же жесткая дисциплина и та же строгая иерархия. Да и с оружием обращаться святые отцы очень даже умели. Но, возможно, еще важнее другое соображение. Как бы ни гордились мужчины всех времен умением использовать свой мужской орган по назначению, едва ли не большим поводом для гордости всегда было умение сдерживать порывы плоти. А в этом-то плане монахи рыцарей определенно превосходили.

Дальше – больше. По мере развития ремесел развивались и представления о маскулинности. Портные или кузнецы, может, и рады были бы стать рыцарями, но преодолеть сословные преграды не могли. А истово молиться и усмирять плоть у них необходимости не было. Но они тоже были мужчинами. И значит, их мужественность все больше определялась умением сшить особенно красивую одежду или выковать особенно прочные доспехи. И, продав их, обеспечить семью. Маскулинностей становилось больше, поскольку каждая социальная группа формировала собственные представления о настоящем мужчине. То же самое происходило и у представителей разных национальностей. Например, евреи веками были вынуждены жить в условиях гонений, противостоять которым не могли физически, поэтому сложившийся у еврейского народа образ настоящего мужчины – вовсе не образ могучего воина. А образ ученого-талмудиста, способного, обратившись к мудрости священных книг, отыскать выход из сложной и опасной ситуации, в которых евреи так часто оказывались**.

Различные типы маскулинностей сосуществуют сегодня даже внутри одних и тех же небольших населенных пунктов или учебных заведений, уверена социолог Рейвин Коннелл (Raewyn Connell)***. Облегчает ли это жизнь современных мужчин? Пожалуй, да, но не слишком. Мир так подвижен, что всю жизнь оставаться в рамках своей узкой группы едва ли возможно. А стоит пересечь ее границы, и свою мужественность придется доказывать заново. Каким образом?

читайте досье

Как любят мужчины

Без бабуинства

alt

«Мужчина в меняющемся мире» Игорь Кон

Едва ли не лучшее на русском языке исследование о формировании и развитии мужественности (Время, 2009).

«От кого-то из своих студентов я услышала прекрасное слово: «бабуинство», – рассказывает сексолог Ирина Панюкова. – Мы живем в замечательное время, когда мужчина может самоутверждаться, обходясь при этом именно без бабуинства. Такая модель развития предполагает самоутверждение не через культ физической силы, не через механизмы подавления и подчинения, а благодаря интеллекту и социальным навыкам. Они позволяют мужчине достичь положения в обществе и ощущать уверенность в себе. С большим или меньшим успехом, но и наша страна все-таки движется в этом направлении».

Вероятно, это так. Но с двумя оговорками. Первая из них представляет собой 70 лет нашей недавней истории, когда доминирующее положение в обществе занимали представители низкообразованных слоев, а едва ли не каждая вторая семья прошла через военный или тюремный опыт. Понять, какой в этих условиях тип маскулинности занял у нас лидирующие позиции, наверное, несложно. Поколение нынешних 20–30-летних – первое, которое росло в другой ситуации и ведет себя иначе.

А есть и вторая оговорка. Современная Европа (да и Америка во многом тоже) представляет мужчине массу возможностей утвердить себя и обрести уверенность, не вцепляясь никому зубами в глотку и не размахивая эрегированным органом, как Чапаев саблей. И это, конечно, замечательно. Но есть и некоторые минусы. Если вспомнить про эволюционную необходимость, то крепкие мускулы и агрессивные инстинкты мужчинам все-таки нужны. Чтобы выполнять вторую по важности функцию после производства потомства, а именно: защищать это потомство от врагов. И надобность в агрессии полностью отомрет не раньше, чем враги исчезнут как таковые. Увы, беспомощность западных стран перед террором и мигрантами демонстрирует это достаточно убедительно.

читайте такжеГероизм нашего времени

Или-или

Я помню, мне было лет семь, и мы с родителями возвращались откуда-то из деревни. Поездом, в общем вагоне. Часа за два до прибытия в вагон, забитый гомонящими людьми, мешками, тюками и невесть чем еще, вломились двое пьяных здоровяков. Они шли по проходу, кроя всех переменной этажности матом, расшвыривая тех, кто оказывался на пути, пиная тюки в пьяном кураже. Вагон притих, и тут навстречу им поднялся мой отец. Вовсе не богатырского сложения человек, худой и жилистый очкарик, школьный учитель биологии, от которого я за всю жизнь не слышал ни одного матерного слова. Что он им сказал, я не знаю, но все трое удалились в тамбур. Вскоре отец вернулся, уже один, сосредоточенно поправляя на ходу воротник рубашки. Пьяных больше никто не видел, а отец остаток дороги старательно прятал от меня правую руку. Я все-таки сумел разглядеть разбитые костяшки его пальцев. Но еще больше запомнил взгляд, которым смотрела на него мама.

И возможно, если бы не эта история, я написал бы сейчас что-то совсем другое, но тут уж ничего не поделаешь. Других аргументов в пользу своих представлений о мужественности у меня нет. Разве только цитата из Бродского: «Мужчины того поколения всегда выбирали: или-или. Своим детям, гораздо более преуспевшим в сделках с собственной совестью (временами на выгодных условиях), эти люди часто казались простаками. Как я уже говорил, они не очень-то прислушивались к себе. Мы, их дети, росли, точнее, растили себя сами, веря в запутанность мира, в значимость оттенков, обертонов, неуловимых тонкостей, в психологические аспекты всего на свете. Теперь, достигнув возраста, который уравнивает нас с ними, нагуляв ту же физическую массу и нося одежду их размера, мы видим, что вся штука сводится именно к принципу «или-или», к «да-нет». Нам потребовалась почти вся жизнь для того, чтобы усвоить то, что им, казалось, было известно с самого начала: что мир весьма дикое место и не заслуживает лучшего отношения. Что «да» и «нет» очень неплохо объемлют, безо всякого остатка, все те сложности, которые мы обнаруживали и выстраивали с таким вкусом и за которые едва не поплатились силой воли»****.

* Подробнее см. И. Кон «Мужчина в меняющемся мире» (Время, 2009).

** D. Boyarin «Unheroic Conduct: The Rise of Heterosexuality and the Invention of the Jewish Man» (University of California Press, 1997).

*** R. Connell «Masculinities» (Allen&Unwin, 1995).

**** И. Бродский «Полторы комнаты», в сб. «Стихотворения. Эссе» (У-Фактория, 2002).

читайте такжеМужчины и женщины: перемены пола
alt

И это все о нем

«Он был зримым воплощением творческого начала, связующим звеном между человеком и божественным, каналом для телесного и духовного экстаза, что подразумевало единение с вечностью, – пишет о символических значениях мужского полового органа культуролог Дэвид Фридман (David M. Friedman)*. – Правда, тот же орган порою был орудием, направленным против женщин, детей и более слабых мужчин. Он был выражением природной силы, силы естества, которую уважали и которой поклонялись за ее способность порождать новую жизнь, но которой боялись из-за ее явного пренебрежения нормами морали. Мужской орган соединял мужчину с космической энергией, с вселенской силой – той, что из года в год выводила на пастбища новые, тучные стада и заставляла землю в полях рожать новые урожаи. Но эта же сила нередко могла уничтожить и то и другое».

* Д. Фридман «Пенис. История взлетов и падений» (Рипол Классик, 2011).

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


поясните, пожалуйста, в чем соль принципа "или-или", "да-нет". не понял, к сожалению
Psy like0
  • AntonR   
    185 недель назад

Интересный взгляд на историю, но в итоге, все пришло к бабуинству и мордобою ))) А какой красочный пример, скромный учитель в очках, ушел "поговорить" с хулиганами. Если честно, завидую, повезло папе! )) В реальности в подобной ситуации на твоих руках повиснет жена - ты куда? не лезь! тебе больше всех надо? мы с ребенком едем, о сыне подумай! тебе башку оторвут, а мы? А если все-таки ушел, то одному против двоих выпивших, да без сноровки, да и еще они крупнее, злее, могло закончиться плохо для папы. Повезло сказочно папе! Мультик такой был "если бы я был моим папой" ))) А мама все-таки что-то подозревала в папе, ох не первый раз учитель воспитывает быдло! ))))
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Все зависимы? От привычки до аддикцииВсе зависимы? От привычки до аддикцииСмартфон, работа, секс, игры... Мы все стали аддиктами? Каждый на что-нибудь подсел? Мы задаем этот вопрос себе – и вам. Попробуем понять, где граница между привычным удовольствием и зависимостью, и разобраться, почему мы в неравном положении перед лицом соблазнов. Все статьи этого досье
Все досье