psyhologies.ru
тесты

Долгий путь к взрослению

Расти или стареть? Оставаться вечно молодым или окунуться в старость как в новую свободу? Вот вопросы, которые будут все чаще и чаще вставать перед нами, считают философы Эрик Дешаванн и Пьер-Анри Тавойо. Их размышления и анализ — в беседе о разных эпохах нашей жизни.

Интервью с Пьером-Анри Тавойо и Эриком Дешаванном

Пьер-Анри Тавойо (Pierre-Henri Tavoillot) и Эрик Дешаванн (Eric Deschavanne) – преподаватели университета Сорбонна, где они вместе ведут занятия в Колледже философии. Они авторы книги «Философия возрастов» («Philosophie des ages de la vie», Grasset, 2007).

alt

По мнению Эрика Дешаванна и Пьера-Анри Тавойо, в том, как мы осмысляем наши отношения со временем, сегодня преобладают два сценария. Первый, оптимистический, говорит об «исчезновении возраста», о том, что самое важное – каждому оставаться самим собой, сколько бы лет ни набежало на его «счетчике». Второй, более пессимистический подход заявляет о «войне поколений», в которой старые и молодые призваны бороться друг против друга, подобно тому как это происходит в кастовом обществе. Но философы считают, что истина находится за пределами этих двух сценариев и состоит в том, чтобы переосмыслить саму идею зрелого возраста, начиная рассматривать зрелость не как конечное состояние, а как процесс.

Перед лицом такого смешения мнений и понятий философы предлагают каждому человеку (равно как и политическим институтам) взглянуть на проблему разных периодов нашей жизни иначе. Заново определить детство, не поддаваться диктату «вечной молодости», принять зрелость и, наконец, продолжать с интересом жить в старости – таковы пространства свободы, которые они приглашают нас исследовать. Естественно, все по порядку.

По-новому определить детство

Psychologies:  Почему необходимо пересмотреть представления о первой эпохе в жизни?
Пьер-Анри Тавойо:  Рассмотрим такое частое явление: родители хотят, чтобы их ребенок развивался с опережением, как говорится, «не по годам», но с трудом мирятся с тем, что он взрослеет и отдаляется. Нам словно хочется, чтобы развитие ребенка было как можно более ранним, а взросление – как можно более поздним. Современное воспитание постоянно колеблется между двумя полюсами: с одной стороны, на ребенка смотрят как на особое существо в особом мире – в мире невинности, воображения, игры; с другой стороны, его с самого начала воспринимают как взрослого, обладающего критическим умом и полной самостоятельностью. В обоих случаях ему, по сути, незачем расти: он либо вечный ребенок, либо уже взрослый.
Как вы определяете детство?
Эрик Дешаванн:  Мы отталкивались от такого вопроса: «Что является противоположностью ребенка?» И пришли к выводу, что антипод ребенка – это не взрослый человек и не молодой, а тот, кто не хочет расти, например Питер Пен. А ребенок как раз сильнее всего на свете хочет вырасти. Оберегать нужно не самого ребенка, а это его желание расти. Между тем все современное законодательство мешает ему обрести ответственность. В этом же состоит вся проблема ребенка, которого очень сильно хотели… Но уверены ли родители «желанного малыша», что они так же страстно хотели подростка или взрослого? Поэтому вопрос о том, как и зачем взрослеть, снова остро встает в отрочестве.

Философия детства

Жан-Жак Руссо (1712-1778)Он считается «изобретателем детства» как отдельной полноценной поры жизни. Ребенок – «существо действующее и думающее», которому нужно выделить особое место и который имеет право на слабость. Руссо различает три фазы: первая – чисто чувственная, когда ребенок живет, но не отдает себе в этом отчет; вторая наступает с появлением речи, что говорит об открытости «иному» и, следовательно, об осознании себя; наконец, третья фаза соответствует выходу из возраста слабости и приближению к отрочеству.

Об этом: «Эмиль, или О воспитании», 1762; Ж.-Ж. Руссо «Сочинения», Янтарный сказ, 2001.

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерФЕВРАЛЬ 2017 №13130Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Воплотить свои мечтыВоплотить свои мечты«У меня есть мечта». Или больше нет? Почему с годами мы перестаем понимать свои истинные желания и как снова их услышать?. Всегда есть причины ничего не предпринимать, считает психоаналитик Софи Кадален, но, бездействуя, мы теряем возможность развиваться. Чтобы достичь новых целей, нам предстоит измениться самим, и в этом помогут трансформационные игры. И наконец, осуществить мечту не значит совершить подвиг: иногда, по словам наших героев, достаточно быть внимательными к тому, что предлагает жизнь. Все статьи этого досье
Все досье