psyhologies.ru
тесты

Долгий путь к взрослению

Расти или стареть? Оставаться вечно молодым или окунуться в старость как в новую свободу? Вот вопросы, которые будут все чаще и чаще вставать перед нами, считают философы Эрик Дешаванн и Пьер-Анри Тавойо. Их размышления и анализ — в беседе о разных эпохах нашей жизни.

Интервью с Пьером-Анри Тавойо и Эриком Дешаванном

Пьер-Анри Тавойо (Pierre-Henri Tavoillot) и Эрик Дешаванн (Eric Deschavanne) – преподаватели университета Сорбонна, где они вместе ведут занятия в Колледже философии. Они авторы книги «Философия возрастов» («Philosophie des ages de la vie», Grasset, 2007).

alt

По мнению Эрика Дешаванна и Пьера-Анри Тавойо, в том, как мы осмысляем наши отношения со временем, сегодня преобладают два сценария. Первый, оптимистический, говорит об «исчезновении возраста», о том, что самое важное – каждому оставаться самим собой, сколько бы лет ни набежало на его «счетчике». Второй, более пессимистический подход заявляет о «войне поколений», в которой старые и молодые призваны бороться друг против друга, подобно тому как это происходит в кастовом обществе. Но философы считают, что истина находится за пределами этих двух сценариев и состоит в том, чтобы переосмыслить саму идею зрелого возраста, начиная рассматривать зрелость не как конечное состояние, а как процесс.

Перед лицом такого смешения мнений и понятий философы предлагают каждому человеку (равно как и политическим институтам) взглянуть на проблему разных периодов нашей жизни иначе. Заново определить детство, не поддаваться диктату «вечной молодости», принять зрелость и, наконец, продолжать с интересом жить в старости – таковы пространства свободы, которые они приглашают нас исследовать. Естественно, все по порядку.

По-новому определить детство

Psychologies:  Почему необходимо пересмотреть представления о первой эпохе в жизни?
Пьер-Анри Тавойо:  Рассмотрим такое частое явление: родители хотят, чтобы их ребенок развивался с опережением, как говорится, «не по годам», но с трудом мирятся с тем, что он взрослеет и отдаляется. Нам словно хочется, чтобы развитие ребенка было как можно более ранним, а взросление – как можно более поздним. Современное воспитание постоянно колеблется между двумя полюсами: с одной стороны, на ребенка смотрят как на особое существо в особом мире – в мире невинности, воображения, игры; с другой стороны, его с самого начала воспринимают как взрослого, обладающего критическим умом и полной самостоятельностью. В обоих случаях ему, по сути, незачем расти: он либо вечный ребенок, либо уже взрослый.
Как вы определяете детство?
Эрик Дешаванн:  Мы отталкивались от такого вопроса: «Что является противоположностью ребенка?» И пришли к выводу, что антипод ребенка – это не взрослый человек и не молодой, а тот, кто не хочет расти, например Питер Пен. А ребенок как раз сильнее всего на свете хочет вырасти. Оберегать нужно не самого ребенка, а это его желание расти. Между тем все современное законодательство мешает ему обрести ответственность. В этом же состоит вся проблема ребенка, которого очень сильно хотели… Но уверены ли родители «желанного малыша», что они так же страстно хотели подростка или взрослого? Поэтому вопрос о том, как и зачем взрослеть, снова остро встает в отрочестве.

Философия детства

Жан-Жак Руссо (1712-1778)Он считается «изобретателем детства» как отдельной полноценной поры жизни. Ребенок – «существо действующее и думающее», которому нужно выделить особое место и который имеет право на слабость. Руссо различает три фазы: первая – чисто чувственная, когда ребенок живет, но не отдает себе в этом отчет; вторая наступает с появлением речи, что говорит об открытости «иному» и, следовательно, об осознании себя; наконец, третья фаза соответствует выходу из возраста слабости и приближению к отрочеству.

Об этом: «Эмиль, или О воспитании», 1762; Ж.-Ж. Руссо «Сочинения», Янтарный сказ, 2001.

  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • capo   
    254 недели назад

мне искренне понравилось то, что вы высказали по поводу воспитания ребенка. тема, конечно до конца не раскрыта, но начало положено неплохое. своих детей пока нет, но хочу быть, хоть немного теоретически подкован в основах воспитания. готовь сани с лета, что называется) а вопрос к вам следующий, сын, которому 19 он старший или младший? и как вы считаете, вы сами достаточно времени уделяли его воспитанию?
Psy like0
  • Vera04   
    254 недели назад

ага, или это пропаганда какой то секты просто
Psy like1

Ваша тема - это мантра для Вас самого? Ведь своего ребенка так, как хотели, воспитать не получилось. Вы считаете, что у Вас есть моральное право в этом случае давать советы по воспитанию детей?
Psy like2
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье