psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Ратнер 

Как возрастает наша глупость

Ребенок, подросток, взрослый – что заставляет нас вести себя неумно на разных этапах жизни? Анализ наших «идиотизмов» – осознанных или нет.

Основные идеи

  • «Самого дурацкого» возраста нет: в каждом из них есть реальные причины, заставляющие нас мыслить и поступать неадекватно.
  • Глупое поведение – это сигнал, который всегда говорит о наших внутренних, бессознательных конфликтах.
  • Каждому из нас случается сглупить: это в нашей человеческой природе – иногда укрываться за маской глупости.
alt ФОТО OLIVIA FREMINEAU FOR PSYCHOLOGIES FRANCE 

Кто из вас (или нас) законченный дурак? Никто, разумеется. Ну или все подряд – если дела идут кое-как и портят нам настроение. Потому что все зависит от того, кто именно выносит такое суждение. Глупость – оценка субъективная и редко имеет прямое отношение к интеллектуальным способностям человека, которого мы назвали дураком. Для психологии не существует «глупых», в отличие, к примеру, от тревожных, мнительных или гиперактивных людей. Зато ей важно определить, какие факторы нас «оглупляют»: так, чрезмерная опека родителей тормозит развитие ребенка; растерянность подростка в сумбурном переходном возрасте вынуждает его за дурачествами прятать свои чувства; душевные сложности взрослого человека заставляют его «впадать в детство»... Так называемая глупость проявляется как результат наших бессознательных конфликтов, именно она мешает нам познавать новое, размышлять, жить и общаться с другими людьми.

Детство: маленькие странности, большие страдания

В своей знаменитой работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» Зигмунд Фрейд анализирует историю маленького Ганса, который после рождения младшей сестры неожиданно стал бояться лошадей (см. З. Фрейд «Психоанализ детских страхов», Азбука-классика, 2008). Ложась спать, он плакал от страха, что лошадь ночью придет к нему в комнату, а утром отказывался гулять, потому что лошадь могла его укусить. Все это казалось родителям глупым. Однако Фрейд пришел к выводу, что на самом деле этот страх Ганса – один из симптомов невроза. Он возник у ребенка, «который слишком любил свою мать и бессознательно боялся, что отец (по стечению обстоятельств ассоциировавшийся у него с лошадью) накажет его за это».

Открыв феномен детского невроза, Фрейд изменил наши представления о «глупом» поведении детей. Стало понятно, что, например, ребенок, слишком привязанный к матери, взрослея, продолжает вести себя «как младенец» потому, что уверен: она ждет именно такого поведения. А ему, чтобы стать по-настоящему взрослым, самостоятельным человеком, необходимо отделиться от матери, перестать держаться за ее юбку.

Источник фотографий: OLIVIA FREMINEAU FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Услышать сигналы тела и суметь их расшифроватьУслышать сигналы тела и суметь их расшифроватьБудет ли легкомыслием думать, что наше лицо, фигура, кожа, руки или форма ушей говорят нечто важное о нашем темпераменте, эмоциях или личной истории? Что мы можем узнать с помощью телесной психотерапии о нашем уникальном способе бытия в мире? Что знал Фрейд о языке симптомов и какую пользу работа с телом принесла нашей героине? К каким методам следует относиться с осторожностью и почему принципы психосоматики особенно эффективны при лечении детей? Краткий весенний курс взаимопонимания тела и души. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты