psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Шахновская 

Какая дорога ведет к себе?

Найти путь к тому, кем мы были у истоков нашей жизни, и поучиться у этого ребенка спонтанности, свежести восприятия, неординарности мышления... Разные направления психологии утверждают: нам стоит наладить внутренний диалог со своим детским «я».
alt

Основатели Рима Ромул и Рем, брошенные их злым дядей в стремительные воды Тибра; древне-еврейский пророк Моисей, чудесным образом спасенный дочерью египетского фараона; повелитель олимпийских богов Зевс, едва не проглоченный в младенчестве собственным отцом Кроносом… Большинство культурных традиций несут в себе мифы, предания и волшебные сказки, повествующие о детях, которым удалось избежать опасности и пройти через множество испытаний, прежде чем реализовать себя и превратиться в героев. Эти персонажи прекрасно иллюстрируют концепцию, завоевавшую огромную популярность в современной психологии: в каждом из нас живет ребенок, которым мы были когда-то и которому мешает себя проявить наша сегодняшняя взрослая ипостась. Признать и освободить этого ребенка означает признать и раскрыть нашу внутреннюю сущность, спонтанность и творческий потенциал.

Освободить свое будущее

Еще в 40-х годах прошлого века крупнейший швейцарский психолог Карл Густав Юнг (Сarl Gustav Jung) обратил внимание на то, что в различных мифологических системах божественному ребенку нередко отводится роль спасителя. Позже Юнг рассказал о своем собственном необычном опыте – знакомстве с ребенком внутри себя, которое оказало на него огромное влияние.

«АРХЕТИП РЕБЕНКА ВЫРАЖАЕТ САМОЕ СИЛЬНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОРЕАЛИЗАЦИИ».

Пытаясь восстановить в памяти свои детские игры, он ощутил, что воспоминание это отзывается в его душе необычным трепетом и теплом. «Ага, – сказал я сам себе, – все это еще живо во мне. Малыш внутри меня не умер и полон творческой энергии, которой так недостает мне. Но как же мне найти к нему путь?» Для меня, взрослого человека, казалось невозможным вернуться к себе одиннадцатилетнему. Но другого пути не было, и я должен был найти обратную дорогу к своему детству с его детскими забавами. Это был поворотный момент в моей судьбе»*.

Встреча с внутренним ребенком позволила Юнгу создать теорию архетипов, согласно которой коллективное бессознательное состоит из структурных элементов-символов, выражающих наиболее фундаментальные взаимоотношения в обществе, – именно они, по мнению психолога, и лежат в основе всех психических процессов и переживаний, причины и смысл которых не всегда ясны нам самим. В этой системе архетип ребенка воплощает жизненные силы, пути и возможности, недоступные для интеллектуального осмысления, и выражает самое сильное стремление человека – стремление к самореализации. Как пишет Юнг, «ребенок – это потенциальное будущее»**.

* К. Г. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления». Харвест, 2003.
** К. Г. Юнг «Божественный ребенок». АСТ, 1997.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье