img

Она один из самых известных в мире мастеров перформанса, ее работы можно назвать мощными, суровыми, ошеломляющими – какие уж тут шутки? И тем не менее в беседе с редактором сайта TED Хелен Уолтерс (Helen Walters) Марина Абрамович вдруг заговорила о роли юмора в своей жизни. «Те, кто знают мои работы, побаиваются знакомиться со мной, – смеется Марина. – А узнав меня, начинают думать, что я смешная. Соедините и то, и другое – и портрет получится более-менее верным». Она вспоминает свой перформанс 2005 года в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, во время которого она съела килограмм меда, выпила литр красного вина и высекла себя обнаженную(1). «Я лизала мед, – говорит Марина, – и наблюдала за человеком напротив меня, что-то лихорадочно писавшим в блокноте. Я думала: «Что он такое пишет? Мы же только начали!» Потом я перевернула ложку и увидела оставшийся на ней ценник: 9.99 долларов».

img

Ее магнетическое воздействие на публику продолжается много лет. Что всегда поражает в ней, так это ее абсолютная готовность открыться всем и не скрывать своей уязвимости. Для Абрамович тут даже нет выбора – это единственный известный ей способ существования. «Люди обычно стараются показать лучшую часть себя и скрыть всю свою грязь. А моя идея состоит в том, чтобы обнажить все. Людям надо быть честными с собой и с другими», – говорит она убежденно. «Все мы несовершенны – это нормально. У всех у нас есть проблемы – это нормально. Плакать и показывать свои эмоции – это нормально». Ее знаменитый перформанс в музее МоМа, когда она просидела сотни часов, глядя глаза в глаза каждому из длинной вереницы посетителей, производил колоссальное эмоциональное воздействие на участников (2).

Во время знаменитого перформанса «В присутствии художника», продолжавшегося в музее МоМа около 2 месяцев, Марина Абрамович ежедневно по многу часов сидела на стуле и смотрела в глаза каждому, кто пожелал сесть напротив. Одним из них оказался ее бывший возлюбленный, немецкий художник Уве Лайсипен (Улай), с которым они сделали много совместных проектов и даже называли себя «коллективным существом». Их минутный безмолвный диалог спустя 22 года после расставания стал одним из самых волнующих моментов перформанса.

Чувствует ли она, что овладела искусством быть уязвимой? Марина качает головой. «Мне приходится работать над этим каждый день. Я никогда не привыкну к перформансам». Потом добавляет: «Но я каждый раз думаю о том, что неудача – очень важная часть успеха. Если ты не знаешь поражений, это значит, что ты ничем особенно и не рисковал или занимаешься самоповторами. И тогда ты теряешь любопытство и жизненную силу». Подпитывать жизненную силу – в этом смысл ее новой затеи, Института Марины Абрамович в Нью-Йорке. Студенты будут учиться смотреть на мир глазами Марины. «Одна из важных вещей, которую я хотела бы практиковать со студентами, это упражнение «Не сдерживай свой плач». Плачь. Но плачь на глазах у всех».

1. «Губы Томаса» (1975/2005).

2. «В присутствии художника» (2010).

Марина Абрамович (Marina Abramovic) – художник-акционист, родилась в 1946 году в Белграде (Сербия), живет в Нью-Йорке (США). Мировую известность получила благодаря своим перформансам. В перформансе «Семь легких пьес» Марина Абрамович в течение 7 дней по 7 часов воспроизводила пять перформансов других известных художников и два собственных. Перформанс «В присутствии художника» продолжался более 700 часов, в нем приняло участие 1500 человек. Ее лекции можно послушать на ted.com