psyhologies.ru
тесты
текст: Нина Уманская 

Я не люблю читать

Одни любят читать, а другие… никогда этого не делают. Они просто не способны вникнуть в сюжет, увлечься вымыслом – и не коротают зимний вечер с книгой в руках. Как вышло, что удовольствие чтения им недоступно?
alt

«С тех пор, как я последний раз открыла книгу, прошло больше месяца, – признается 33-летняя Ольга. – Но и в тот раз дальше первых страниц дело не пошло». Слишком много работы, слишком мало свободного времени... Вечером, уставшая, она привычно устраивается перед телевизором. «В современном мире, где все происходит так быстро, чтение часто приносится в жертву, – сожалеет психолог Наталья Евсикова. – Книга требует времени, тогда как визуальная культура немедленно удовлетворяет нашу потребность в удовольствии». И все же когда Ольга училась в институте, и видео, и интернет были уже доступны. Но она много читала. Почему же, став взрослой, она, как и многие другие, потеряла интерес к этому занятию? Утраченная радость. Психоаналитик Мишель Деклерк (Michele Declerck) рассказывает о своем молодом пациенте – он не только никогда нe читал, но не мог даже находиться в комнате с книгами. «Это был блестящий ученик, – вспоминает психоаналитик. – Но постоянная требовательность родителей надломила его. Его отвращение к учебе сосредоточилось на том, что олицетворяло ее лучше всего, – на книгах». Именно книги напоминают одним о школьных неудачах, другим – о том, что они «объелись чтением». А в результате сам процесс больше не приносит радости. Удовольствие от книг легче испытывать тем из нас, чьи родители были увлечены чтением (читали ли они про себя взрослые книжки или читали ребенку сказки вслух). И наоборот, если взрослые делали это нехотя, предпочитая, например, телевизор, то научиться любить книги было просто не у кого. «Бывает, взрослые, как только их дети осваивают технику чтения, отделываются словами «теперь ты сам умеешь читать», – уточняет Наталья Евсикова. – Но ребенок еще не умеет следить за сюжетом глазами, он пока только может воспринимать его на слух. Чувство бессилия перед глыбой текста, испытанное в детские годы, может надолго отбить вкус к чтению». Есть и еще один важный момент. Кажется, наше время требует повышенной активности. «Родители часто отдают предпочтение действию в ущерб развитию воображения, эмоций, способности размышлять. Мы хотим, чтобы наши дети стали конкурентоспособными, на деле же часто делаем их гиперактивными, – замечает Наталья Евсикова. – Став взрослыми, они много суетятся и не выносят бездействия. Однако бездействие – необходимое условие для чтения».

МОЙ ОПЫТ

Олег, 40 лет, переводчик

«Чтение оказалось «побочной жертвой» моей депрессии. Долгие годы любая умственная деятельность требовала от меня невероятных усилий. Голова была слишком тяжелой, мысли словно застревали в ней. Я начал психотерапию. И хотя никогда не упоминал о затруднениях, возникавших при чтении, по мере того как я продвигался в терапии, читать мне становилось все легче. И сейчас я снова открываю книгу с предвкушением радости».

Источник фотографий: MARION BROSSET FOR PSYCHOLOGIES FRANCE
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • Nansy-89   
    256 недель назад

У меня есть интерес к книгам и прочитать охота, но что-то мешает мне это сделать. То часочка лишнего нет, то неохота, то лень! Вроде начинаешь читать, но почти никогда до победного конца не дохожу. Столько книг начатых, но законченных! Обидно! Ну чего, Будем работать над ошибками.
Psy like0

Я в детстве просто обожала читать, а сейчас мне это стало совсем неинтересно, предпочитаю кино смотреть :(
Psy like0

Сколько помню, всегда любила читать. Еще когда училась в начальных классах школы, перечитала, наверно, все книги с детского отдела в библиотеке. Правда, по монему мнению, наша система образования часто отбивает интерес к классической литературе. Не знаю, как других, но меня всегда напрягало, почему я должна прочитать 4 тома "Войны и мира" за 2 недели. И не просто прочитать, а еще и запомнить "в каком платье была на балу Наташа Ростова". Надо сказать, что: 1)литература - не единственный придмет в школе, 2)думаю, что воспринимать такую литературу не каждый школьник готов. Иногда мы следуем "моде" на книги. Очень масто можно увидеть человека, читающего Мураками, Донцову, Лукьяненко...но читающих не из-за того, что им это интересно. Удовольствие от книги, можно получить тоько тогда, когда она тебе действительно интересна. Например, сейчас я для себе совсем по-новому открыла Довлатова и Моэма. И это стали мои любимые авторы, произведения которых я прочитала практически все. Единственное, как бы не было интересно, не могу воспринимать аудиокниги...
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье