51 717

Как преуспеть в изучении чего-то нового. Совет нобелевского лауреата

Одним учеба дается легко, другим приходится не спать ночами, чтобы сдать экзамен хотя бы на тройку. Блогер Джессика Стиллман рассказывает о методике нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, которая облегчает обучение. Она эффективна в любой области знаний, как при обучении игре на музыкальных инструментах, так и при освоении законов квантовой физики.
Как преуспеть в изучении чего-то нового. Советы нобелевских лауреатов

Ричард Фейнман не переставал учиться на протяжении всей жизни. Круг его интересов был чрезвычайно широк. Его биограф Джеймс Гляйх писал: «Он не отдавал предпочтение каким-то определенным навыкам, он научился играть на барабане, делать массаж, рассказывать истории, знакомиться с женщинами в барах и был уверен, что научиться можно всему».

Была ли способность к освоению столь разных навыков результатом гениальности? Несомненно, мозг нобелевского лауреата был невероятно быстрым и изобретательным. Однако сам Фейнман считал, что дело не в природном даре, а в грамотном подходе к освоению материала. Он использовал для обучения особую методику. К счастью, он не делал из нее секрета. Она состоит всего из трех шагов.

1. Расскажите о том, что изучаете, ребенку

Фейнман мог объяснить самые сложные явления простыми словами так, что было понятно детям и неподготовленным слушателям. Он считал, что преподаватель, который использует сложные слова, термины и витиеватые фразы, сам плохо разбирается в предмете.

Если вы записываете идею простым, доступным ребенку языком, вы глубже усваиваете информацию

Когда вы начинаете осваивать что-то новое, возьмите лист бумаги и попробуйте объяснить себе первый урок максимально просто, будто вы обучаете восьмилетнего ребенка со средними способностями.

Если вы записываете идею простым, доступным ребенку языком, вы глубже усваиваете информацию, и для вас становятся очевидными связи между идеями. Если какие-то вещи вы не можете объяснить просто и доступно, значит, вы не поняли тему или ее часть и нужно еще раз вернуться к пройденному материалу.

2. Повторите материал, который не можете объяснить, простым языком

В начале изучения нового предмета вы будете испытывать сложности с простыми объяснениями. Как и любой новый навык, навык рассказчика требует тренировки.

Каждый раз, когда вы испытываете трудности с усвоением материала, — то есть не можете рассказать о том, что изучали, простыми словами, — внимательно прочитайте текст учебника еще раз. Представьте, что завтра у вас контрольная работа по биологии. Вы не можете объяснить просто и доступно, что такое эволюция. Значит, нужно открыть учебник на теме «Эволюция» и перечитать ее.

Читайте и пересказывайте до тех пор, пока не почувствуете, что этот материал доступен даже ребенку

Теперь закройте книгу, возьмите лист бумаги и расскажите тему или часть, которую раньше не могли объяснить.

3. Повторите и максимально упростите пройденное

Теперь вам уже не нужен учебник. На этом этапе у вас есть простые и понятные заметки, написанные вашими словами. Они отражают материал, который вы тщательно изучили. Все, что вам нужно, — повторить и закрепить полученные знания. Прочитайте то, что написано, вслух.

Если объяснения все еще недостаточно простые или звучат непонятно и странно, стоит продолжить работу над темой, то есть вернуться ко второму этапу. Читайте и пересказывайте до тех пор, пока не почувствуете, что этот материал доступен даже ребенку и вы можете объяснить его в любой момент, четко и ясно.

Джессика Стиллман

Об авторе

Джессика Стиллман — блогер, писала для Inc.com, Business Insider и Forbes, специалист по вопросам карьеры.

Перевод: Александра Галимова
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Вообще-то всё, что написано выше, идёт на автомате само-собой. Изучая что-то новое, надо прочитать, остановиться и осмыслить. И вот осмысление как раз и идёт на "детском" уровне, когда мы пытаемся понять прочитанное. Новые, заковыристые слова мы неосознанно заменяем на более близкие и понятные нам, а когда вникнем, всё поймём и усвоим, то вставляем уже те, что быть должны. Так проще понять и усвоить материал У меня например только так. Да у всех так. Однажды, наблюдая за ходом мыслей других, при освоении материала, у меня даже возникла мысль некоей градации "деткости", т.е. уровня того мышления, которым пользуются люди для освоения нового материала. Поверьте, он сильно отличается от человека к человеку и определяется в основном багажом знаний каждого. У каждого в "детском" словарном запасе присутствуют в том числе и свои слова, которые частенько чужды для "детского" словарного запаса другого человека. Например у математиков, программистов и т.д. в "детский" словарный запас входят такие слова как "функция", "алгоритм" и т.д. Т.е. если они понимают последовательность действий какой-либо системы или механизма, то обычно говорят, что алгоритм работы системы/механизма им понятен. И т.д.
Psy like0
Psychologies приглашает
25 октября

Мозг: меняем жизнь, меняя мышление

Пойти со скидкой
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты