текст: Александра Галимова 

Как преуспеть в изучении чего-то нового. Совет нобелевского лауреата

Одним учеба дается легко, другим приходится не спать ночами, чтобы сдать экзамен хотя бы на тройку. Блогер Джессика Стиллман рассказывает о методике нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, которая облегчает обучение. Она эффективна в любой области знаний, как при обучении игре на музыкальных инструментах, так и при освоении законов квантовой физики.
Как преуспеть в изучении чего-то нового. Советы нобелевских лауреатов

Ричард Фейнман не переставал учиться на протяжении всей жизни. Круг его интересов был чрезвычайно широк. Его биограф Джеймс Гляйх писал: «Он не отдавал предпочтение каким-то определенным навыкам, он научился играть на барабане, делать массаж, рассказывать истории, знакомиться с женщинами в барах и был уверен, что научиться можно всему».

Была ли способность к освоению столь разных навыков результатом гениальности? Несомненно, мозг нобелевского лауреата был невероятно быстрым и изобретательным. Однако сам Фейнман считал, что дело не в природном даре, а в грамотном подходе к освоению материала. Он использовал для обучения особую методику. К счастью, он не делал из нее секрета. Она состоит всего из трех шагов.

1. Расскажите о том, что изучаете, ребенку

Фейнман мог объяснить самые сложные явления простыми словами так, что было понятно детям и неподготовленным слушателям. Он считал, что преподаватель, который использует сложные слова, термины и витиеватые фразы, сам плохо разбирается в предмете. Когда вы начинаете осваивать что-то новое, возьмите лист бумаги и попробуйте объяснить себе первый урок максимально просто, будто вы обучаете восьмилетнего ребенка со средними способностями.

Если вы записываете идею простым языком, вы глубже усваиваете информацию

Если вы записываете идею простым, доступным ребенку языком, вы глубже усваиваете информацию, и для вас становятся очевидными связи между идеями. Если какие-то вещи вы не можете объяснить просто и доступно, значит, вы не поняли тему или ее часть и нужно еще раз вернуться к пройденному материалу.

2. Повторите материал, который не можете объяснить, простым языком

В начале изучения нового предмета вы будете испытывать сложности с простыми объяснениями. Как и любой новый навык, навык рассказчика требует тренировки. Каждый раз, когда вы испытываете трудности с усвоением материала, то есть не можете рассказать о том, что изучали, простыми словами, внимательно прочитайте текст учебника еще раз. Представьте, что завтра у вас контрольная работа по биологии. Вы не можете объяснить просто и доступно, что такое эволюция. Значит, нужно открыть учебник на теме «Эволюция» и перечитать ее. Теперь закройте книгу, возьмите лист бумаги и расскажите тему или часть, которую раньше не могли объяснить, простым языком.

3. Повторите и максимально упростите пройденное

Теперь вам уже не нужен учебник. На этом этапе у вас есть простые и понятные заметки, написанные вашими словами. Они отражают материал, который вы тщательно изучили. Все, что вам нужно, – повторить и закрепить полученные знания. Прочитайте то, что написано, вслух.

Если объяснения все еще недостаточно простые или звучат непонятно и странно, стоит продолжить работу над темой, то есть вернуться ко второму этапу. Читайте и пересказывайте до тех пор, пока не почувствуете, что этот материал доступен даже ребенку и вы можете объяснить его в любой момент, четко и ясно.

Джессика Стиллман (Jessica Stillman)

Об эксперте

Джессика Стиллман (Jessica Stillman) — блогер, обозреватель Inc.com, Business Insider и Forbes, специалист по вопросам карьеры.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Вообще-то всё, что написано выше, идёт на автомате само-собой. Изучая что-то новое, надо прочитать, остановиться и осмыслить. И вот осмысление как раз и идёт на "детском" уровне, когда мы пытаемся понять прочитанное. Новые, заковыристые слова мы неосознанно заменяем на более близкие и понятные нам, а когда вникнем, всё поймём и усвоим, то вставляем уже те, что быть должны. Так проще понять и усвоить материал У меня например только так. Да у всех так. Однажды, наблюдая за ходом мыслей других, при освоении материала, у меня даже возникла мысль некоей градации "деткости", т.е. уровня того мышления, которым пользуются люди для освоения нового материала. Поверьте, он сильно отличается от человека к человеку и определяется в основном багажом знаний каждого. У каждого в "детском" словарном запасе присутствуют в том числе и свои слова, которые частенько чужды для "детского" словарного запаса другого человека. Например у математиков, программистов и т.д. в "детский" словарный запас входят такие слова как "функция", "алгоритм" и т.д. Т.е. если они понимают последовательность действий какой-либо системы или механизма, то обычно говорят, что алгоритм работы системы/механизма им понятен. И т.д.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты