текст: Ксения Медведева 

Мы и мода: как выбрать одежду и не изменить себе

Рассказать о себе, замаскироваться, поэкспериментировать с образами, начать с чистого листа... Это лишь немногие из причин, которые заставляют посвящать время, энергию и деньги выбору одежды. Однако наше отношение к тому, что мы носим, на самом деле намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь стилисты, которые дважды в год дарят нам свои идеи, предлагают не столько одежду, сколько варианты нашей личности. Рассказывает философ Розалина Салеми.
мы и мода

«Мне нечего надеть». Сколько раз нам случалось не найти «ту самую» одежду для различных поводов, будь то вечеринка, деловой ужин или встреча с друзьями. Один наш взгляд безжалостно отвергает весь гардероб. Шкаф полон, и все же... не хватает именно той одежды, которая нужна сейчас. Если при этой душераздирающей сцене выбора еще и присутствует ваш партнер, они не стесняясь подтрунивает. Он не понимает... Но мы знаем, что в данный конкретный момент ни одна кофточка не выражает нашу сущность.

Речь может идти как о мгновении неуверенности, так и о настоящем кризисе, и психологическое состояние «мне нечего надеть» означает, что с нами что-то не так. Это значит, что в нас, возможно, что-то в данный меняется, мы сами себе не нравимся или же мы в полной растерянности.

Вещи, которые мы еще вчера любили, сегодня больше не способны выразить нас. Великий семиотик Ролан Барт был прав, когда говорил: «Мода — это язык», а наша одежда — это слова, которые нам не удается произнести». Таким образом, оказывается, что мода — серьезная и важная вещь, точка пересечения глубинных и поверхностных желаний, требований, исходящих от социальной системы и воображения стилистов, запутанный микс, который можно истолковать всего одним жестом, приняв нужное решение: «Вот наряд, который я хочу». И именно этим жестом мы, не зная того, приобретаем частицу нашей же личности. Как? Расскажем вам на 5 примерах.

1. Разная одежда подчеркивает разные стороны моей индивидуальности

мода 2017

«Кто я? — смеется 28-летняя Марина. — «Я секретарша в одном престижном агентстве с жесткой дисциплиной, и я обожаю строгие костюмы. Но в клубе или на дискотеке я совсем другая: обожаю разыгрывать из себя женщину-вамп, может, я такая и есть в каком-то смысле. Так я чувствую себя в своей тарелке, со всеми этим стразами, декольте и туфлями на шпильках. Это здорово — быть множеством разных женщин».

Ни одна индивидуальность не является монолитной, и одежда это подчеркивает, а иногда и проясняет самые разные грани нашего «Я». Все это игра наших личностей и наших ролей в обществе, и не только: ведь еще Карл Густав Юнг понял, что мы носим социальную маску, чтобы подстроиться под общество. Однако общество меняется, и наш гардероб это демонстрирует.

Порой мы одеваемся соответственно тому, кто мы есть, а иногда как бы наряжаемся в идеал нашего «Я»

«Иногда мы осознанно надеваем определенную маску, — объясняет социальный и клинический психолог Якопо Валли, — порой мы одеваемся соответственно тому, кто мы есть, а иногда как бы наряжаемся в идеал нашего «Я», выбирая платье или сумочку, которые приближают нас к той социальной группе, к которой мы хотели бы принадлежать. Когда мы выбираем образ, в нас действует нечто бессознательное, что заставляет нас выбрать что-то «анархическое», за рамками обычных канонов».

В этом нет ничего плохого. «Мода стала поисковой, — говорит социолог Франческо Мораче, основатель Future Concept Lab. — Нет больше никакого диктата. Это как в видеоигре: позиционируешь себя на любом уровне, согласно тому, кто ты есть. Игра с одеждой и образами может оказаться забавной, интересной и даже освободительной».

2. Одежда помогает мне в работе

деловой стиль

«Я всегда одевалась экспромтом, иногда довольно повседневно, у меня не было времени изучать цвета и сочетания стилей, — рассказывает 36-летняя Елена. — И в определенный момент я поняла, что ошибалась. У одной моей коллеги, которая всегда хорошо выглядит, вид гораздо более эффектный именно за счет того, что она во всем этом разбирается, и это не одна я замечаю. Я начала с азов: серые или черные костюмы, небольшой акцент на голубом (мой любимый цвет), правильно подобранные аксессуары — и сразу почувствовала себя более уверенно; ощутила себя способной выразить свою точку зрения. В моде я нашла своего союзника».

Так случается с женщинами, которые занимаются карьерой и большую часть времени находятся под пристальным вниманием окружающих. Таким образом одежда передает идею профессионализма. Бывший спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси однажды так объяснила свой костюм от Armani: «Это способ делать что-то как мужчина, не притворяясь им». В этом заключается смысл понятия «power dressing».

Работающие женщины получают удовольствие от того, что их ум и характер как бы обрели облик в одежде

В разное время появлялись разные решения: в один момент согласно этому понятию в моду вошли плечики (они имитировали мускулы и широкие плечи, которых у женщин нет), в другой момент на первый план вышла женственность во всей ее полноте (вуали, короткие юбки и т. д.), затем «power dressing» предложил строгие пиджаки и свитера из грубой шерсти.

Общество дает женщине возможность придать себе авторитетный образ. Сегодня в этом могут помочь самые разные комбинации: юбка средней длины (или по щиколотку) с офисной блузкой или брюки с черным пиджаком. Работающие женщины, уверяет социолог Франческо Мораче, «получают удовольствие от того, что их ум и характер как бы обрели облик в одежде».

3. Я сменила гардероб, чтобы начать сначала

мода 2017

«Мы с Михаилом расстались после 5 лет отношений. Было больно. Он сказал мне, что больше не может быть со слабой, неуверенной, нервной женщиной. Неужели я была такой? Я потратила год на то, чтобы «сбросить старую кожу» и сменить гардероб», — делится 29-летняя Ольга, с гордостью показывая свои фото «до» и «после». Раньше — повседневный обычный образ, сейчас — ухоженность и шик. «Я сама стала другой, — признается девушка, — и я почувствовала необходимость изменить и манеру одеваться».

Прощание с привычным, боль, своеобразный отказ от прошлого — именно с этим сталкивается 60% женщин, решивших сменить образ. «Это способ отказаться от той личности, что приносит страдания, и построить себе новую. Способ, который имеет чудодейственный эффект», — подтверждает Франческо Мораче.

После душевной травмы нам необходимо себя побаловать, и внешнее изменение может в этом помочь

«После душевной травмы нам необходимо себя побаловать, — объясняет Якопо Валли, — и внешнее изменение может в этом помочь. Но может случиться и более глубинный отклик, восстановление некоей части себя, которая отрицалась во время жизни в паре. Разбитый человек вновь становится целым. Можно, например, носить одежду того цвета, который «ему» не нравился».

Николь Кидман после болезненного развода с Томом Крузом с иронией заявила: «Наконец-то я опять смогу носить высокие каблуки».

4. «Классика» придает мне уверенность

мода 2017

32-летняя Людмила не подвластна влиянию капризов модной индустрии. «У меня свой стиль, — говорит она, — классические костюмы, черное платье для работы, джинсы, поло и обычные свитера — для дома. С этими вещами я всегда чувствую себя на месте. Так одевалась моя мама, а до нее моя бабушка. Меня не интересуют изменения в моде, я предпочитаю заботиться о качестве». Такое отношение к одежде, как у Людмилы, вполне присуще тем, кто не имеет интереса к модным веяниям.

«Это как если бы Людмила выбрала мундир или офицерскую форму, сохраняющие ее в рамках традиции, которая не воздействует на ее собственный выбор, — комментирует психолог Якопо Валли. — Это способ, с одной стороны, позволяющий объявить свою принадлежность к определенной социальной группе, а с другой — не рассказывать о себе, своих пристрастиях, индивидуальности».

Одежда — способ объявить о своей принадлежности к определенной социальной группе

«Тот, кто приобретает какую-либо вещь, даже самую простую, — уточняет Франческо Мораче, — испытывает определенное внешнее влияние и интерпретирует его. Так что способность выбирать одежду за пределами собственных стандартов не означает непоследовательность, наоборот — иллюстрирует уверенность в создании собственного стиля».

5. Мой шкаф — моя биография

мода

«Я была подростком-бунтарем, космополиткой, очарованной другими культурами, сумбурной одиночкой, жертвой моды. Мой шкаф — это моя биография, — говорит 39-летняя Марина. — Сейчас я работаю, у меня есть семья. Из моды я беру частицы собственной индивидуальности, которую строю как хочу, смешивая и изобретая. Я использую моду как словарь, чтобы найти нужные слова».

Каждый период жизни, каждый опыт что-то нам оставляет. Примирившись с модой, свободные от строгих правил, мы понимаем, что все имеет свое «настоящее время». Например — вещь из далекого прошлого (винтаж) может вполне стать частью сегодняшнего гардероба. Внутри и вокруг нас происходила незаметная, бессловесная революция.

Вопрос больше не в том, что модно, а в том, что похоже на меня

«Я больше не куплю одежду, чтобы поменять свою жизнь, — объясняет Марина, — но я куплю ее, чтобы выразить произошедшее со мной изменение, сказать что-то о себе. Я даже могу себе позволить «политеизм души», если выразиться замечательной метафорой американского психолога Джеймса Хиллмана — то есть я могу ощущать в себе множество богов, обитающих в глубине меня, и каждый из них найдет свое выражение. Платье Венеры (красный цвет), костюм Сатурна (черный) или Урана (воздушно-прохладный голубой)... Каждый из этих богов проясняет мой взгляд на мир». Вопрос больше не в том, что модно в этом году, а в том, что похоже на меня.

И тот, кто ответит на этот вопрос, всегда найдет нужную вещь в своем шкафу.

Розелина Салеми

Об авторе:

Розелина Салеми (Roselina Salemi), доктор философии, публицист, журналист.

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты