Мы и мода: как выбрать одежду и не изменить себе

«Мне нечего надеть». Сколько раз нам случалось не найти «ту самую» одежду для различных поводов, будь то вечеринка, деловой ужин или встреча с друзьями. Один наш взгляд безжалостно отвергает весь гардероб. Шкаф полон, и все же... не хватает именно той одежды, которая нужна сейчас. Если при этой душераздирающей сцене выбора еще и присутствует партнер, он не стесняясь подтрунивает. Он не понимает... Но мы знаем, что сейчас ни одна кофточка не выражает нашу сущность.

Речь может идти как о мгновении неуверенности, так и о настоящем кризисе, и такое психологическое состояние означает, что с нами что-то не так. Это значит, что в нас, возможно, что-то меняется, мы сами себе не нравимся или же мы в полной растерянности.

Вещи, которые мы еще вчера любили, сегодня больше не способны выразить нас. Великий семиотик Ролан Барт был прав, когда говорил: «Мода — это язык», а одежда — это слова, которые нам не удается произнести». Оказывается, что мода — точка пересечения глубинных и поверхностных желаний, требований, исходящих от социальной системы и воображения стилистов.

Это запутанный микс, который можно истолковать всего одним жестом, приняв нужное решение: «Вот наряд, который я хочу». И именно этим жестом мы, не зная того, приобретаем частицу нашей же личности. Как? Пять примеров.

1. Разная одежда подчеркивает разные стороны нашей индивидуальности

«Кто я? — смеется 28-летняя Марина. — Я секретарша в одном престижном агентстве с жесткой дисциплиной, и я обожаю строгие костюмы. Но в клубе или на дискотеке я совсем другая: мне нравится изображать женщину-вамп, может, я такая и есть. Со всеми этим стразами, декольте и туфлями на шпильках я чувствую себя в своей тарелке. Это здорово — быть множеством разных женщин».

У нашей индивидуальности много аспектов, и одежда это подчеркивает, а иногда и проясняет самые разные грани нашего «Я». Все это игра наших личностей и наших ролей в обществе, и не только: ведь еще Карл Густав Юнг понял, что мы носим социальную маску, чтобы подстроиться под общество. Однако общество меняется, и гардероб это демонстрирует.

Нет больше никакого диктата. Игра с одеждой и образами может оказаться забавной, интересной и даже освобождающей

«Иногда мы осознанно надеваем определенную маску, — объясняет социальный и клинический психолог Якопо Валли, — порой мы одеваемся соответственно тому, кто мы есть, а иногда наряжаемся в идеал нашего «Я». Мы выбираем платье или сумочку, которые приближают к той социальной группе, к которой хочется принадлежать. В эти моменты в нас действуют бессознательные механизмы: они заставляют нас выбрать что-то «анархическое», за рамками обычных канонов».

В этом нет ничего плохого. «Мода стала поисковой, — говорит социолог Франческо Мораче, основатель Future Concept Lab. — Нет больше никакого диктата. Игра с одеждой и образами может оказаться забавной, интересной и даже освободительной».

Мы и мода: как выбрать одежду и не изменить себе

2. Одежда помогает нам в работе

«Я всегда одевалась экспромтом, иногда довольно повседневно, у меня не было времени изучать цвета и сочетания стилей, — рассказывает 36-летняя Елена. — И однажды поняла, что ошибалась. Моя коллега выглядит более эффектно благодаря тому, что хорошо разбирается в мире моды и умеет сочетать цвета. Это не одна я замечаю. Я начала с азов: серые или черные костюмы, небольшой акцент на голубом (мой любимый цвет), правильно подобранные аксессуары — и сразу почувствовала себя более уверенно. Появилась возможность выразить свою точку зрения. В моде я нашла союзника».

Так случается с женщинами, которые занимаются карьерой и большую часть времени находятся под пристальным вниманием окружающих. Так одежда передает идею профессионализма. Бывший спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси однажды так объяснила свой костюм от Armani: «Это способ делать что-то как мужчина, не притворяясь им». В этом заключается смысл понятия «power dressing».

Работающие женщины получают удовольствие от того, что их ум и характер как бы обрели облик в одежде

В разное время появлялись разные решения: сначала в моду вошли плечики (они имитировали мускулы и широкие плечи, которых у женщин нет), затем на первый план вышла женственность (вуали, короткие юбки), затем «power dressing» предложил строгие пиджаки и свитера из грубой шерсти.

Общество предлагает женщине возможность придать себе авторитетный образ. Сегодня в этом могут помочь самые разные комбинации: юбка средней длины (или по щиколотку) с офисной блузкой или брюки с черным пиджаком. Работающие женщины, уверяет социолог Франческо Мораче, «получают удовольствие от того, что их ум и характер может найти отражение в одежде».

3. «Я сменила гардероб, чтобы начать сначала»

«Мы с Михаилом расстались после пяти лет отношений. Было больно. Он сказал мне, что больше не может быть со слабой, неуверенной, нервной женщиной. Неужели я была такой? Я потратила год на то, чтобы «сбросить старую кожу» и сменить гардероб», — делится 29-летняя Ольга, с гордостью показывая свои фото «до» и «после». Раньше — повседневный обычный образ, сейчас — ухоженность и шик. «Я сама стала другой, — признается девушка, — и я почувствовала необходимость изменить и манеру одеваться».

Прощание с привычным, боль, своеобразный отказ от прошлого — именно с этим сталкивается 60% женщин, решивших сменить образ. «Это способ отказаться от той личности, что приносит страдания, и построить себе новую. Способ, который обеспечивает чудодейственный эффект», — подтверждает Франческо Мораче.

«После душевной травмы нам необходимо себя побаловать, — объясняет Якопо Валли, — и внешнее изменение может в этом помочь. Но может случиться и более глубинный отклик, восстановление некоей части себя, которая отрицалась во время жизни в паре. Разбитый человек вновь становится целым. Можно, например, носить одежду того цвета, который «ему» не нравился».

Николь Кидман после болезненного развода с Томом Крузом с иронией заявила: «Наконец-то я опять смогу носить высокие каблуки».

Мы и мода: как выбрать одежду и не изменить себе

4. «Классика» придает нам уверенности

32-летняя Людмила не подвластна влиянию капризов модной индустрии. «У меня свой стиль, — говорит она, — классические костюмы, черное платье для работы, джинсы, поло и обычные свитера — для дома. С этими вещами я всегда чувствую себя на месте. Так одевалась моя мать, а до нее и моя бабушка. Меня не интересуют изменения в моде, я предпочитаю заботиться о качестве». Такое отношение к одежде, как у Людмилы, вполне присуще тем, кого не интересуют модные веяния.

«Это как если бы Людмила выбрала мундир или офицерскую форму, которая не воздействует на ее собственный выбор, — комментирует психолог Якопо Валли. — Это способ, с одной стороны, позволяющий объявить свою принадлежность к определенной социальной группе, а с другой — не рассказывать о себе, своих пристрастиях, индивидуальности».

«Тот, кто приобретает какую-либо вещь, даже самую простую, — уточняет Франческо Мораче, — испытывает определенное внешнее влияние и интерпретирует его. Так что способность выбирать одежду за пределами собственных стандартов не означает непоследовательность, наоборот — иллюстрирует уверенность в создании собственного стиля».

5. Мой шкаф — моя биография

«Я была подростком-бунтарем, космополиткой, очарованной другими культурами, сумбурной одиночкой, жертвой моды. Мой шкаф — это моя биография, — говорит 39-летняя Марина. — Сейчас я работаю, у меня семья. Из моды я беру частицы собственной индивидуальности, которую строю как хочу, смешивая и изобретая. Я использую моду как словарь, чтобы найти нужные слова».

Каждый период жизни приносит опыт. Примирившись с модой, свободные от строгих правил, мы понимаем, что вещь из далекого прошлого (винтаж) может вполне стать частью сегодняшнего гардероба. Внутри и вокруг нас происходила незаметная, бессловесная революция.

«Я больше не куплю одежду, чтобы поменять свою жизнь, — объясняет Марина, — но я куплю ее, чтобы выразить произошедшее со мной изменение, сказать что-то о себе. Я даже могу себе позволить «политеизм души», если использовать метафору американского психолога Джеймса Хиллмана, — я могу ощущать в себе множество богов, обитающих в глубине меня, и каждый из них найдет свое выражение. Платье Венеры (красный цвет), костюм Сатурна (черный) или Урана (воздушно-прохладный голубой)... Каждый из этих богов проясняет мой взгляд на мир».

Вопрос больше не в том, что модно в этом году, а в том, что похоже на меня. И тот, кто ответит на него, всегда найдет нужную вещь в своем шкафу.

Розелина Салеми

Об авторе:

Розелина Салеми — доктор философии, публицист, журналист.