psyhologies.ru
тесты
текст: Дарья Михеева 

Аристотель, первооткрыватель науки

Он шепелявил и хромал на одну ногу, но был денди своего времени: яркая одежда, дорогие кольца, короткая стрижка по последней тогдашней моде. Нетипичный внешний вид – и необычная для древнего философа независимость: любимый ученик Платона, он решался открыто его критиковать. Европейская наука черпала из его сочинений, как из бездонной сокровищницы, на протяжении всей Античности, Средних веков и нового времени. Он ввел терминологию, не утратившую значения и по сей день, и первый классифицировал знания по принципу, которому энциклопедии следуют до сих пор.
alt

Он шепелявил и хромал на одну ногу. Что не мешало Аристотелю быть денди своего времени: яркая одежда, дорогие кольца, короткая стрижка по последней тогдашней моде. Нетипичный внешний вид – и необычная для древнего философа независимость: любимый ученик Платона, он решался открыто его критиковать. По преданию, Аристотель заявил: «Платон мне друг, но истина дороже». Возможно, из-за этого спора не Аристотеля, а другого ученика, Спевсиппа, Платон назвал наследником своего поста главы Академии*.

C проблемой непонимания ученика и учителя Аристотель столкнулся, когда и сам стал учителем. Он, проповедник золотой середины и здравого смысла, был приглашен в воспитатели к 14-летнему Александру Македонскому – юноше, которому предстояло стать властелином мира. Трудно сказать, удалось ли ему научить Александра самообладанию и передать ему свои политические идеалы. Во всяком случае, известно, что Аристотель привил ему любовь к Гомеру.

Когда Александр стал царем, философ вернулся в Афины и основал ликей, свободное учебное заведение, где учил во время прогулок, в беседах. Ликей оставался высшим учебным заведением и научно-исследовательским институтом в последующие несколько веков. А Аристотель вошел в историю как первооткрыватель научного познания мира: европейская наука черпала из его сочинений, как из бездонной сокровищницы, на протяжении всей Античности, Средних веков и нового времени. Он ввел терминологию, не утратившую значения и по сей день, и первый классифицировал знания по принципу, которому энциклопедии следуют до сих пор.

Его даты

Около 384**: родился в Стагире (Македония). Аристотель принадлежал к роду потомственных врачей, его отец Никомах был придворным врачом и другом македонского царя Аминты.

367: учится в Афинах и становится одним из самых блестящих учеников Платона в Академии.

343: Аристотель получает должность воспитателя будущего царя Александра Македонского.

335-334: Александр заступает на царство, а Аристотель возвращается в Афины и основывает ликей (лицей).

323-322: Аристотель подвергается гонениям за свои промакедонские настроения. Обвиненный в шпионаже и святотатстве, он бежит из Афин на остров Эвбею, где и умирает.

** Все даты указаны в годах до н. э.

Ключи к пониманию

Душа и тело едины

Задавшись вопросом, какая сила движет всем живым, Аристотель стал изучать взаимоотношения души и тела. Душа – это только дополнение к природе? Или тело – инструмент души: душа – капитан, а тело – корабль? После долгих лет исследований Аристотель пишет в трактате «О душе», что сущностного различия между душой и телом нет. Лишь вместе они составляют жизненное начало, хотя тело ограничено во времени, а душа – вечна. Именно из этого сочетания, уникального для каждого человека, проистекают наши индивидуальные различия, которые дополняют общие для всех людей характеристики человеческого рода.

Стремиться к золотой середине

Аристотель много размышлял о том, что хорошо и что дурно в человеке; из этих размышлений родилось его этическое учение – прообраз современной психологии. Он определяет добродетель как обладание серединой между двумя видами порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. Так, мужество есть среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость – между мотовством и скупостью. Принцип золотой середины проходит через все труды Аристотеля, важен он и в его политической теории: образцовое и самое устойчивое государство (по мнению Аристотеля, это смесь олигархии и демократии) должно опираться на зажиточный средний класс. Не на богатых и не на бедных – ведь богатые склонны к развращенности, а бедные – к несправедливости.

Человек создан для счастья

Аристотель был уверен, что в мире господствует не случайность, а целесообразность: каждое существо и каждый орган созданы природой для некоей цели. Он не сомневался, что человек создан для счастья и добра – в этом и есть его истинное предназначение. Практическая реализация добродетелей должна стать ежедневным упражнением. Достичь равновесия можно, если равномерно разделить свое время между общественной жизнью и своими личными радостями. Живя в согласии с собой и уважая правила общежительства с другими людьми, свободный человек может возвыситься до созерцательной (интеллектуальной) жизни и обрести истинную мудрость. Аристотель полагает, что именно такой жизнью живут боги, и, следовательно, достигнув мудрости, человек может уподобиться богам.

Быть счастливыми вместе

Аристотель назвал человека общественным животным, поскольку он наделен способностью к речи и любит быть среди себе подобных. Достичь счастья человек может только в обществе других людей. Общественная жизнь дает человеку возможность вступать во взаимополезные и справедливые отношения с другими. С точки зрения философа наука о государстве представляет собой учение о реализации всеобщего блага. Государство должно обеспечивать не просто жизнь своих граждан (то есть удовлетворение их основных физических потребностей), но и их хорошую жизнь, помогая им становиться счастливыми.

*Академией называлась местность в Афинах; там находился гимнасий (спортивный клуб для молодежи), в котором обучал своих учеников Платон. Впоследствии название перешло на саму школу Платона.

Источник фотографий: Инга Аксенова
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты