psyhologies.ru
тесты
текст: Анна Пазельская 

Симона де Бовуар, свободная женщина

Она осмелилась пойти на разрыв с тем, что мешало ее освобождению. Симона де Бовуар по прозвищу «Бобер», спутница жизни Сартра, открыла дорогу феминизму. «Однажды ночью я потребовала, чтобы Бог, если он существует, дал о себе знать. Он был нем как рыба, и я больше никогда не обращала к нему ни слова».
alt

Симона де Бовуар, воспитанная глубоко верующей матерью и учившаяся в радикально католическом учебном заведении «Кур Дезир», была едва ли старше 14 лет, когда отреклась от Бога, сопровождавшего ее детские годы. «Я была одна. Одна: впервые я понимала ужасный смысл этого слова». Это отречение, сопровождавшееся болью и чувством вины, символично. И оно предвосхищает все остальные: отречение от своей среды, отход от давления общества и семьи. («В моей среде все еще считалось неподобающим для юной девушки получить высшее образование, а приобрести профессию означало падение».) В возрасте 21 года, будучи самой молодой лицейской преподавательницей во Франции, Симона де Бовуар знакомится с Жан-Полем Сартром. Начинается «настоящая жизнь», и эта жизнь принесет на редкость обильные плоды. Преподавательница-иконоборец, автор отмеченных премиями романов, блистательный мемуарист, феминистка… Радостно ниспровергая условности, она построит свою жизнь по собственной мерке, развивая в своих книгах идеи, которые по сей день служат источником вдохновения.

Ее даты

  • 1908: родилась в Париже.
  • 1929: знакомится с Сартром и получает право преподавать философию.
  • 1943: выходит в свет первый роман Симоны де Бовуар, «Гостья». Она оставляет преподавание.
  • 1949: книга «Второй пол».
  • 1954: Гонкуровская премия за роман «Мандарины».
  • 1958: книга «Воспоминания благовоспитанной девицы».
  • 1986: умирает в Париже. Похоронена в одной могиле с Сартром, умершим в 1980 году.

Ключи к пониманию

«Женщиной не рождаются, ею становятся»

Это изречение, вызывающее и несколько загадочное, впервые прозвучало в 1949 году в ее книге «Второй пол». Сегодня, обойдя мир, оно воспроизводится на более чем 80 тысячах интернет-сайтов. В этой работе, переведенной на 50 с лишним языков, Симона де Бовуар ниспровергает условности, тяготеющие над женщинами с колыбели. Если женщин не балуют с детства, то это потому, что на них возлагают меньше надежд, чем на их братьев. Им внушают, что они должны нравиться, позиционировать себя как «объект», исполнять без душевных метаний свое предназначение через брак, «который еще в большей степени практически подчиняет их мужчине», возмущается она, – а также через материнство. «Патриархальная цивилизация обрекла женщину на целомудрие; общество более или менее открыто признает за мужчиной право удовлетворять свои сексуальные желания, в то время как женщина заперта в браке». А ведь особенности строения женского организма и женской сексуальности никоим образом не оправдывают ее неполноценности по отношению к мужчине. Анализируя тысячу причин, которые приписывают превосходство «не тому полу, который рожает, а тому, который убивает», Симона де Бовуар побуждает женщину не позволять запирать себя в «роли самки», а жить как сознательная личность. И стать женщиной свободной.

«Необходимая любовь и случайные романы»

Общность, скорее интеллектуальная, чем плотская, связывавшая ее на протяжении более чем 50 лет с Сартром, – это любовь «необходимая», но у обоих будут также и другие, «случайные», как они говорили, романы. Симона де Бовуар не намеревалась вянуть в безопасности моногамных отношений. «Для чего, например, жить всегда под одной крышей, когда весь мир – наше общее достояние?» – спрашивает она себя. Ничто, даже любовь, не должно быть препятствием этому стремлению жить насыщенной жизнью, исследовать мир, отдаваться душой и телом радостям и печалям жизни, разнообразным впечатлениям, встречам… даже если иногда придется за это заплатить.

читайте такжеНиколай Бердяев, пророк свободы

«Стать экзистенциалистом»

Симона де Бовуар под влиянием Сартра стала одной из главных фигур экзистенциальной философии, ценя превыше всего свою свободу. Человек сам формирует себя через свой выбор, свою позицию, свое существование. Эта свобода – одновременно самый прекрасный его дар и самое тяжелое бремя. «Если для меня оказалось так естественно стать «экзистенциалистом», то это потому, что все мое прошлое меня к этому готовило… Уже в 19 лет я была убеждена, что человек сам, и только он один, обязан придать своей жизни смысл, и что он в состоянии это сделать».

Симона де Бовуар всегда верила: женщина – не жертва таинственного рока, не нужно считать, что из-за своих яичников она осуждена вечно жить на коленях.

Об этом

  • К. Франсис, Ф. Гонтье «Симона де Бовуар» (C. Francis, F. Gontier) Увлекательная, как роман, биография написана на основе нескольких интервью Симоны де Бовуар.
  • К. Монтей «Любовники свободы» (C. Monteil ). История Сартра и Бовуар, свидетелей и участников событий XX века.
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье