psyhologies.ru
тесты
текст: Юлия Варшавская 

Уроки дао

Эта духовная практика дает нам ключ к совершенно иной, более гармоничной жизни, убеждены последователи дао. И действительно: краткие, парадоксальные формулировки ее главных принципов, в которых сконцентрирована мудрость китайской философии, сегодня звучат очень современно.
alt

Упражнения тайчи (или тайцзи) и цигун, Книга Перемен, энергии инь и ян, сеансы иглотерапии и афоризмы из Дао Дэ Цзин («Книги пути и благодати»)*... Все эти, казалось бы, разнородные явления и понятия объединяет китайская философия, и в особенности – дао. Это слово переводится как «путь» («закономерность», «принцип», «учение», «теория», «правда», «мораль», «абсолют»...). Вопреки распространенному мнению, понятие дао принадлежит не только даосскому учению – это часть китайской философии в целом. Однако, как поясняет энциклопедический словарь «Китайская философия», дао не имеет точно фиксированного смысла: «в различных философских системах дао определялось по-разному»**.

О первоначальной гармонии дао говорили древние мыслители Лао-цзы и Конфуций, считая, что она заключена в каждой вещи на земле и на небесах, а потому доступна каждому из нас. Жить в гармонии со своей внутренней природой и с природой в целом, уравновешивать свои желания и потребности, творить мир в себе и вокруг себя... Такова цель дао, основанная на поисках равновесия и верного действия. В Дао Дэ Цзин, древнейшей книге даосизма, содержится 81 предписание. Из нее можно почерпнуть множество знаний – от самых сложных (как распоряжаться властью, как обрести мудрость...) до простых житейских (как питаться и других.). В основе всех глав лежит одно фундаментальное и парадоксальное утверждение: чтобы жить полной жизнью, надо пребывать в состоянии не-действия. «На Западе люди часто думают, что философия дао «двигаться не двигаясь» означает попустительство, – отмечает специалист по восточным религиям, руководитель московского Дзен-центра Борис Орион. – На самом деле речь идет о верном действии, без форсирования. Но это не значит, что без усилий, это значит – не противореча себе самому и другим. Как пример можно привести медленные движения тайчи или цигун, основанные на концентрированном управлении жизненной энергией».

Чтобы сделать нашу жизнь более гармоничной и размеренной, нужно придерживаться двух главных принципов. «Первый заключается в следующем, – объясняет Борис Орион, – живя в простоте, здесь и сейчас, как нас учит путь дао, я осознаю, что радость и любовь находятся внутри меня и мне не нужно прилагать усилий, чтобы достичь их. Второй принцип: наша жизнь, как и природа, по сути своей двойственна, она состоит из двух энергий – инь и ян. Мы не должны превращать их противопоставление (которое обогащает нашу жизнь) в столкновение (которое ее разрушает)». Если мы научимся распознавать в себе эти два начала, то сможем работать над тем, чтобы они уравновешивали друг друга. Об этом же говорит и Диана Дреер (Diane Dreher), исследователь из Калифорнийского Института душевного здоровья (NIMH): «Путь дао мягко ведет нас к пониманию мудрости и гармонии природы – чередования приливов и отливов, смены лунных фаз, последовательности времен года. Тем самым он помогает нам открыть и богатство нашей собственной природы». Благодаря дао мы можем позволить жизненному течению нести себя, открыться ему и радоваться его красоте. Недаром его последователи нередко выражают свое учение всего в двух словах: спокойствие и простота.

Об этом

  • «Дао. Гармония мира» Антология Эксмо, Фолио, 2000.
  • «Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао» Анатолий Лукьянов Восточная литература, 2001.

* «Дао Дэ Цзин». Азбука, 2005.

** «Китайская философия». Мысль, 1994.

АЛАН ФРАНСИС (Alan Fransis) – специалист по рефлексотерапии, основатель даосского медицинского колледжа в Калифорнии, последователь школы ученого-эзотерика Георгия Гурджиева. В 2005 году основал в Москве Российский центр гурджиевских исследований. Ведет занятия по тайчи и цигун, а также семинары по даосским практикам.

«Дао помогает очистить свое сердце»

Алан Франсис (Alan Francis), специалист по даосизму и даосским практикам

Psychologies:  

Как изменило вашу жизнь изучение дао?

А. Ф.:  

Даосские практики повысили мою жизненную энергию, они дают силы для того, чтобы заниматься внутренним преобразованием души. Я стал больше доверять своему телу. Теперь я легче справляюсь с трудными задачами и воспринимаю любые сложности с большим хладнокровием и спокойствием. Я стал меньше судить – и себя, и других, появилось больше благожелательности и простоты. Погрузиться в дао для меня значит очистить свое сердце, чтобы оно всегда было готово радушно принять новое. У меня такое чувство, что я наконец-то вернулся к своему детскому взгляду на мир: доверчивому и восхищенному.

Как совмещается философия дао с современным западным образом жизни?
А. Ф.:  

Дao всегда здесь и сейчас, и независимо от того, насколько скромны наши попытки, мы можем стремиться сделать его частью своей жизни. Дао помогает жить осознанно, гуманно, разумно. Размышления над мыслями китайских мудрецов приносят спокойствие, сосредоточенность и равновесие, приводят нас к стремлению к более высоким целям. Первостепенная цель даосизма проста: создать условия, в которых мы можем стать настоящими людьми – не порабощенными, свободными внутренне.

Вы ведете семинары по даосским практикам в России. Какова их главная цель?
А. Ф.:  

Мы организуем выездные занятия в Крыму и на Кавказе, где есть возможность раствориться в природе, обратиться к ней непосредственно, как делали это древние даосские мастера. Мы добиваемся максимального расслабления и открытости. Это один из лучших способов скинуть маски, которые мы носим в повседневной жизни. Когда эти маски спадают, мы можем общаться друг с другом и природой без психологических барьеров. На семинарах мы изучаем даосские искусства исцеления, такие как точечный массаж, упражнения для восполнения жизненной энергии, медитации, которые укрепляют и уравновешивают жизненную силу. Люди приходят к нам с разными целями: одни больше интересуются физическим здоровьем, другие хотят найти средство для обретения душевного равновесия, а третьи хотят глубже проникнуть в философию дао. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы люди получили именно то, ради чего они пришли. Чтобы познать реку жизни, нужно открыть ее в себе.

Укротить своих внутренних драконов

Чтобы обрести гармонию в отношениях с собой и окружающим миром, нам стоит научиться быть одновременно гибкими, осмотрительными и решительными. Четыре урока, которые помогут сделать нашу повседневную жизнь более безмятежной.

alt

Действовать подобно воде

«Человек высшей добродетели подобен воде» Дао Дэ Цзин, глава 8

Вода, согласно учению дао, символ «действенной добродетели» – прекрасная иллюстрация активной пассивности (ей соответствует инь). Она учит нас тому, что попытки найти выход из конфликтных или тупиковых ситуаций с применением силы или жесткого противостояния часто оказываются тщетны и лишь отнимают у нас много жизненной энергии. Они ослабляют, вселяя в нас иллюзию контроля. Действовать, уподобляясь воде, значит прийти в состояние внутреннего покоя и проанализировать проблему со всех сторон, подобно тому, как вода обтекает препятствие. Это поможет отложить действие и найти нестандартный выход или инструмент для решения проблемы. Или же отступить и обдумать, насколько обоснованны наша цель и выбранный нами способ ее достижения. Так вода спокойно и упорно пролагает себе дорогу и достигает цели без лишних усилий.

alt

Служить примером

«Мудрый человек сохраняет единство и становится примером для всех. Он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу» Дао Дэ Цзин, глава 22

Сохранять единство – значит объединить в своем сознании естественные противоположности: инь и ян, действие и бездействие, тень и свет... Приняв двойственность своей натуры, человек больше не заблуждается на свой счет, а также не судит других. Его уравновешенность благотворно воздействует на окружающих, а его доброжелательность укрепляет их уверенность в себе. Люди тянутся к нему и рядом с ним стремятся проявлять себя с лучшей стороны. Согласно дао, мудрец не тот, кто обладает сверхчеловеческими способностями, а тот, кто всецело осознает свою природу,свои сильные и слабые стороны и старается привести в равновесие свои противоположности.

alt

Поддерживать священный огонь

«Вместо того чтобы наполнять до краев, лучше остановиться» Дао Дэ Цзин, глава 9

Священный огонь – метафора живого, энергии ци, то есть жизненной энергии. Все даосские практики – медитация, дыхание, система питания – служат тому, чтобы равновесие было одновременно целью и средством достижения достойной жизни. Человек теряется в излишествах, он угасает сам и гасит священный огонь, хранителем которого он был. Определить свои излишества – в материальной сфере, в эмоциональной или в области отношений, – а затем свести их к уровню, когда мы расходуем энергии не более, чем необходимо, – вот непременное предварительное условие для всех, кто хочет прожить долгую и спокойную жизнь. Остановиться, определить свое место в мире живой природы и связь с ней. Не выпячивать свое «Я» впереди всех и вся, а осознать «Я» другого и уважать его так же, как свое, проявляя чувство меры, уважение и доброжелательность.

alt

Разучиться прежнему

«Кто служит дао, изо дня в день уменьшает (свои желания)» Дао Дэ Цзин, глава 48

Очищать свой разум – значит избавлять его от ранее усвоенных стереотипов, от стойких убеждений, регулярно просеивая их через сито сомнения и вопросов. Загромождение разума подобно захламленному дому: какие убеждения нам действительно полезны, а без каких мы могли бы обойтись? Какие мнения мы навязываем другим? От каких изменений мы отказываемся? Не застывать, а открываться навстречу переменам, включаться в движение природных циклов – все это поможет нам избавиться от страхов и использовать наш жизненный потенциал без ограничений и отбора. Разучиться старому, чтобы открыться новому, – вот в чем смысл этого парадоксального призыва.

Подготовлено по книге Дидье Гонена (Didier Gonin) «Улучшить жизнь с помощью дао» («Réussir sa vie avec le tao», Albin Michel, 2007).

Источник фотографий: Жан-Клод Геттинг
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Забавно, словно тёмные и белые полоски жизни...
Psy like0

все страдания да беды составляют собою НЕГАТИВНЫЙ ПОТОК. Но собрав ВСЕ СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ И ТД..МОЖНО ПРЕОБРАЗОВАТЬ НЕГАТИВНЫЙ В ПОЗИТИВНЫЙ ПОТОК!
Psy like0

Интересно, что занимаясь исследованием темы любви, я буквально "уперся" в конфуцианское учение Фэн-Шуй. В переводе на русский, оно непонятно звучит, как "вода-ветер", но я сразу сделал вольный перевод: "Поток Времени". Где связь? Моим главным личным открытием как раз и было то, Время рождения человека определяет его все дальнейшие отношения, симпатии и любовь. И та искра, которая проскакивает в глазах влюбленных, как раз и есть результат резонанса вибраций волн Времени, словно встречаются два человека из одной временной (т.е. родственной по характеристикам) реки.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Принять свое несовершенствоПринять свое несовершенствоПринятие себя требует серьезной внутренней работы. Одним удается спокойно относиться к своим недостаткам, другие пытаются держать все под контролем. Чтобы достичь внутреннего равновесия, необходимо перестать спасаться бегством и решиться заглянуть в себя. Как мы устроены? Чего боимся? Что мешает быть собой? Ответы помогут вспомнить о талантах, нереализованных амбициях, признать свою красоту и начать заботиться о себе. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты