psyhologies.ru
тесты
текст: Эльза Лествицкая 
PSYCHOLOGIES №113

Вечный цейтнот: почему наша жизнь ускользает от нас

Мы хотим понять, какой ритм нам подходит, найти время для себя в ежедневной гонке… Хотим, но почти не верим, что это возможно. Почему мы ничего не успеваем?
Танцующая девушка ФОТО Getty Images 

«Меня утомляет не столько то, что я делаю, сколько то, на что у меня не хватило времени» – на это жалуются многие. И неудивительно: чуть ли не у каждого из нас по десять жизней в одной – семья, карьера, любовь, спорт, путешествия, культура… И на что-нибудь обязательно не хватит времени. Почему, ведь мы стараемся изо всех сил?

Мы слишком ценим действие

Парадокс в том, что именно наши старания всюду поспеть приводят нас в состояние вечного цейтнота. Благодаря высоким технологиям зона наших возможностей с каждым днем становится все шире. Установить интернет, распечатать фотографии, заказать гостиницу и купить билеты онлайн... Мы больше не поручаем это другим, ведь можно все сделать своими руками. «Just do it» – просто сделай! – этот знаменитый слоган мог бы стать девизом нашей эпохи. «Мы отождествляем себя с действием, и это заставляет нас страдать», – замечает психоаналитик Сильвиана Джампино (Sylviane Giampino).

пройдите тесты

Прокрастинация: на что уходит время вашей жизни?

Как вы расходуете свое время?

Мы становимся нетерпеливы, в том числе по отношению к себе, и требуем быстрых – и желательно высоких – результатов, в том числе и от самих себя. «Захват, овладение, борьба, завоевание; быстрее, выше, сильнее – вот категории нашей цивилизации, – объясняет танатотерапевт Владимир Баскаков. – Если говорить в терминах энергии, то это по преимуществу «ян», мужская энергия. Для восстановления равновесия нам не хватает «инь»: пребывания в тишине, покое, не хватает пространств пустоты и перехода, чтобы субъективно переживать нашу жизнь, пребывать в бытии». Мы не даем себе времени на размышление и переживания и поэтому больше не принадлежим себе и не помним, кто мы такие. А это необходимо, чтобы чувствовать себя субъектом своей жизни, а не объектом, который не по своей воле перемещается из дома на работу, с совещания в магазин, а в промежутке делает еще множество дел на бегу.

читайте такжеКак успевать больше за то же время

Мы нуждаемся во внутреннем пространстве

У ощущения нехватки времени есть еще одна причина: «мы отказались от ритуалов, которыми размечалось время в традиционных обществах», – замечает Владимир Баскаков. Каковы последствия? «Мы оказываемся не готовыми и переживаем как неожиданность важнейшие события, такие как рождение, смерть, брак, и нам приходится всякий раз заново искать их смысл, самостоятельно вписывая их в канву своей жизни, а это для отдельного человека сложная и часто непосильная задача, к которой мы тоже по большей части не готовы». В результате многое словно проскальзывает у нас между пальцев, не будучи осмысленным, прочувствованным, в конечном итоге – прожитым. Так наша жизнь отчуждается от нас.

«Между глубиной и возбуждением мы выбираем возбуждение. Это наш способ забыть о своей смертности, не думать о своих началах и концах.»

Эту «текучесть» анализирует социолог Зигмунт Бауман (Zygmunt Bauman): «В нашей жидкой современности мир разрезается на отдельные ломтики, жизнь каждого из нас распадается, как на крошки, на череду бессвязных моментов». Мы присоединяемся то к одному, то к другому набору идей и принципов, не успевая оценить их подлинность или иллюзорность, прочность или эфемерность. Наши представления о себе становятся более хрупкими и теряются в действиях, смысл которых стерт. Потеря смысла усиливает чувство, что у нас нет времени, «потому что чувство времени – это психологическое пространство, – поясняет Сильвиана Джампино. – И только понимание, что в том, чем мы являемся, что мы переживаем, что мы делаем, есть смысл, могло бы дать нам ощущение этого пространства». Но когда у нас есть выбор между глубиной и возбуждением, мы выбираем возбуждение». Почему так происходит? Что заставляет нас отказаться от погружения в собственные глубины и вовлекает в лихорадочную круговерть внешнего мира? Это наш способ забыть о своей смертности: погоня за новыми достижениями и впечатлениями позволяет уйти от мыслей о началах и концах. Но психоаналитик подчеркивает: «Чем меньше мы думаем о своей смертности, тем больше растет страх смерти, который требует, чтобы мы заглушали его постоянной активностью».

читайте такжеНора Эфрон: «Главное – будьте героиней своей жизни, а не жертвой»

Субъективное время

«Чистая длительность» – переживание времени, которое отражается в нашем сознании, – состоит не из последовательных и независимых друг от друга мгновений, а скорее из их слияния. Это понятие ввел философ Анри Бергсон1. Существа и Вселенная «длятся», то есть меняются, преобразуются во времени; именно благодаря изменениям вокруг мы осознаем, что время идет.

Как в мелодии, каждая нота порождает следующую и неотделима от предшествующей. И мы в каждый момент своей жизни представляем собой результирующую всех наших прошедших и будущих моментов, предшествующих и будущих изменений.

К такой же точке зрения приходит Зигмунд Фрейд2. Для него каждый субъект обладает собственной историей – смесью его подавленного прошлого и воплощенного настоящего. Но психоаналитик пошел дальше: открыл бессознательное, где объективное время не существует. Там прошлое, настоящее и будущее могут накладываться друг на друга и даже смешиваться.

Мы надеемся подчинить себе время

Как выйти из этого порочного круга? Первый соблазн – организовать свое время. Стать специалистом по тайм-менеджменту, обратиться к коучу, который покажет, «как надо». Но это ошибка. «Рационализация времени разрушила индивидуальное и коллективное время, которое саморегулировалось естественным путем, – считает Сильвиана Джампино. – Чем более рационально мы подходим ко времени, тем сильнее мы его укорачиваем и тем стремительнее оно от нас ускользает». Если мы подчиняем его голосу разума, это нас сначала успокаивает: все наконец под контролем. Но это снижает наше чувство ответственности и делает нас более уязвимыми. «В итоге, – добавляет психоаналитик, – мы больше не доверяем нашей способности замедлиться, передохнуть или ускориться при необходимости...»

Пока мы росли, от нас часто требовалось отказаться от собственного ритма ради того, чтобы подстроиться под окружающих: «Поторопись!», «Скорее!» или наоборот: «Подожди, успокойся!», «Не так быстро!»... Как же вернуть себе эту способность? «Стать единым целым с тем делом, которое предстоит сделать, – предлагает философ Михаэль Гронеберг (Michael Groneberg). – Ведь вот что поразительно: когда мы не торопясь делаем что-то одно, отодвинув в сторону все остальное, нам удается выйти из нашего ускоренного существования». Пример? Нырнуть в воду: когда мы переходим в другое пространство-время, бешеный ритм повседневности уже не властен над нами, и нам открывается его искусственный характер. Или игра. «Играть, – продолжает философ, – значит наслаждаться встреченным человеком или увлекающим нас занятием полностью, не сводя их к объекту, от которого мы хотим что-то получить».

Одним словом, внести немного беззаботности в наши действия. Это способ жить в мире с нашим временем, которое, что бы ни случилось, мы никогда не сможем купить.

1 Подробнее см. Ю. Новиков «Концепция времени в философии А. Бергсона», Пространство и время, 2011, № 1 (3).
2 З. Фрейд «Психология бессознательного» (АСТ, 2007).
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье