psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Дарья Громова 

«Время альтруизма приблизилось»

Открываться навстречу другим, приходить им на помощь ‒ единственно возможный способ придать смысл нашей жизни, уверен буддийский монах Матье Рикар. Опираясь на данные науки, Матье Рикар написал целую речь против эгоизма и философии «каждый за себя». Призыв быть добрее друг к другу, перед которым трудно устоять.

Матье Рикар (Matthieu Ricard) ‒ биолог, генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах, философ, личный переводчик далай-ламы, автор нескольких книг, в том числе «Искусство медитации» (Эксмо, 2012). Год назад вышла в свет его новая книга «Речь в защиту альтруизма» («Рlaidoyer pour l’altruisme, la force de la bienveillance», NiL, 2013).

alt
Psychologies:  

Почему вы решили написать сегодня об альтруизме?

М. Р.:  

Все началось с очевидной невозможности сочетать три временные перспективы: краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную, которые соответствуют трем главным осям жизни – экономике, поиску счастья и сохранению окружающей среды. И я задался вопросом, какой подход мог бы их объединить. Единственным подходящим мне показался альтруизм. Как только у вас появляется больше внимания к другим людям, вы перестаете играть с чужими деньгами, вы стремитесь добиться приемлемого качества жизни в обществе и заботитесь о состоянии планеты, которую вы передадите по наследству детям, чтобы оно не ухудшилось.

То есть вы предлагаете обществу новую мораль?
М. Р.:  

Нет, ведь альтруизм – это не только ценность из области морали, он очень полезен практически! Он гораздо больше соответствует реальной жизни, чем эгоизм. Эгоист отрезает себя от реальности, воображая, что он – автономная единица, что он способен прожить сам по себе, не заботясь о других. Между тем с точки зрения эволюции видов ясно, что сотрудничество особей всегда приводило к более высоким уровням сложности и к большему прогрессу, чем их конкуренция. Так что есть множество практических доводов, доказывающих, что альтруизм – не роскошь, а необходимость. И это верно еще и потому, что соответствует глубинному свойству человеческой природы, а именно потребности открыться другим людям.

alt
Если альтруизм – такая практически полезная и естественная модель поведения, почему он не возобладал?
М. Р.:  

Конечно, нам еще предстоит большой путь, но почему вы говорите, что он не возобладал? Философ Ханна Арендт говорила о «банальности зла», но можно еще более обоснованно говорить о «банальности добра». Десять человек, которые работают вместе и сотрудничают в течение дня, никого не удивляют. Но вот если кто-то один совершает кражу, все говорят только об этом. Страсть к отклонениям, в частности к преступлениям, приводит к тому, что мы перестаем обращать внимание на то, что составляет ткань нашего существования, – а именно на хорошие поступки, на проявления товарищества. Всякий агрессивный или эгоистичный поступок шокирует нас именно потому, что он «небанален»!

читайте такжеДжон Кабат-Зинн: «Медитация укрепляет иммунитет»
Вы путешествуете по всему миру, видите бедность, насилие, дикий капитализм – что заставляет вас верить в более доброе будущее?
М. Р.:  

Кусачая собака причиняет больше зла, чем сотня мирных собак. Меньшинство предприятий, будучи эгоистичными, но могущественными, могут оказывать пагубное влияние. Но меня обнадеживает как раз то, что я могу «замерять интеллектуальную температуру» в таких областях, как экономика, психология и естественные науки, и могу констатировать, что повсюду растет интерес к ценностям сотрудничества. Достаточно прислушаться к психологу Полу Экману, который посвятил свою жизнь изучению эмоций; он как-то сказал мне: «Теперь меня занимает лишь одно – как найти способ распространить идеи альтруизма и сострадания среди людей». Или почитать известного экономиста Денниса Сноуэра, который уверен, что рядом с дорогой разума должен идти путь заботы (англ. care). Или понаблюдать, как мы вместе с медиком, профессором Джоном Каббат-Зином и нейробиологом Ричардом Дэвидсоном излагаем наше видение экономистам, генералам и советникам из ближнего круга президента Барака Обамы в ходе недавнего «мозгового штурма»... Все это, помноженное на бурно развивающуюся деятельность сотен тысяч НКО или таких институтов, как Академия Хан, дает мне повод верить в то, что происходит настоящий культурный сдвиг.

читайте такжеВечная улыбка Будды
Вас постоянно приглашают выступать перед политиками, но не торопятся воплощать ваши идеи. Это не отбивает у вас желание изменить общество?
М. Р.:  

Нужно признать, что для воплощения любой идеи требуется время. В 1960 годах борцы за экологию (а я был одним из них) воспринимались обществом как полнейшие маргиналы. Сегодня они занимают посты во всех правительствах. Как раньше цивилизация задавалась вопросами о рабстве или равенстве полов, так теперь ее интересует возможность реализации тех человеческих достоинств, которые в нас заложены. Это меня вдохновляет и позволяет надеяться на лучшее. Как говорил Виктор Гюго, нет ничего сильнее идеи, время которой пришло. Время альтруизма наступает, это очевидно. Ведь в любом случае у нас нет другого выбора.

пройдите тесты

Что для вас значит помощь?

Источник фотографий: GETTY IMAGES, Reuters / Vostock Photo
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье