Интроверты на работе: как облегчить их жизнь?

Как показывают психологические тесты, интроверты составляют от одной трети до половины населения. Книга Сьюзан Кейн об их нелегкой участи была продана в количестве 2 млн копий. Лекция TED, в которой изложены основные идеи книги, собрала более 14 млн просмотров. А впервые внимание на разницу между интровертами и экстравертами обратил Карл Густав Юнг еще в 1921 году. Но с каждым днем условия для интровертов в рабочей среде становятся только хуже.

Агрессивная среда

Главный виновник этого ухудшения — мода на офисное «открытое пространство» и так называемую групповую работу. Руководители компаний полагают, что в мире, где большие объемы рутинной работы выполняют компьютеры, эликсиром роста становятся инновации. Но из этой справедливой предпосылки они делают ложный вывод: лучший способ повысить креативность — это снести офисные стены и непрерывно проводить встречи.

Думать так неверно по ряду причин. Это суждение основано на заезженном сравнении интеллектуальных и физических барьеров между людьми. Оно не принимает во внимание тот факт, что шум и отвлекающие обстоятельства затрудняют концентрацию внимания.

Экстраверты действительно получают энергию от других людей. Но интровертам, чтобы «подзарядиться», нужно время в одиночестве. Компании слишком часто забывают об этом!

Незаметные лидеры

Недавняя мода на «гиперсвязанность» всех со всеми тоже усиливает предрассудки против интровертов, когда доходит до продвижения по службе. Во многих корпорациях принято отождествлять лидерские качества с экстравертностью — то есть с желанием проецировать вовне свое «Я», пожимать руки и разглагольствовать перед публикой. Это означает, что идеал менеджера — Дональд Трамп.

Однако гуру менеджмента Джим Коллинз делится наблюдением: главы корпораций, которые дольше других остаются на высших постах в своей области, — обычно спокойные и даже незаметные люди. Они ставят свою компанию выше собственного «Я» и часто держатся в тени.

Билл Гейтс или Марк Цукерберг — интроверты, которым было бы трудно держаться на плаву в экстравертной культуре

Многие успешные основатели бизнеса и топ-менеджеры в индустрии технологий (например, Билл Гейтс или Марк Цукерберг) — как раз интроверты, которым было бы трудно держаться на плаву в экстравертной культуре IBM с ее корпоративными гимнами и сильным упором на командный дух. Ущемляя сотрудников вроде них, фирмы не замечают или оттесняют на обочину потенциальных лидеров.

На всех уровнях корпоративной иерархии это приводит к тому, что способности работников не используются в полной мере.

Адаптация условий труда

Как компании могли бы улучшить жизнь интровертов? По меньшей мере, обеспечить им индивидуальное пространство и тихие зоны для отдыха. И признать, что интроверты привносят в работу свои уникальные навыки. На встречах они говорят меньше, зато в их словах больше смысла.

Лидерам предстоит посмотреть на свои компании глазами интроверта. Часто ли в организации проходят большие совещания, где преимущество — у самых громких? Это приводит к маргинализации интровертов. Подбирают ли новых сотрудников, исходя из того, как они преподносят себя на интервью? Из-за этого остаются незамеченными те, кто умеет работать, но не умеет себя подать.

Самые проницательные лидеры уже начали решать эти задачи. Amazon сделал свои совещания более сфокусированными. Каждое из них начинается с тишины: присутствующие читают шестистраничный текст на тему встречи. Это смещает акцент с поведения людей в зале на обсуждение прочитанного.

Google при выборе кандидатов перестал придавать исключительное значение интервью и обращает больше внимания на то, как они выполняют тестовые задания, будь то написание кода или решение технических проблем.

Интроверты на работе: как облегчить их жизнь?

Построение команды

Конечно, менеджеры не в курсе всех научных достижений в области типологии личности. Но им было бы полезно знать, как создаются команды и как группы людей взаимодействуют между собой. Если сотрудники должны просто выполнять приказы, то с руководством лучше справятся экстраверты. Но если сотрудники должны думать самостоятельно, то более успешны руководители-интроверты.

Интровертам приходится прилагать больше усилий, чтобы приспособиться к корпоративной жизни, потому что работа — это в первую очередь социальное взаимодействие. Им легче общаться с помощью клавиатуры, чем на совещаниях. Но вместо того, чтобы полностью отказаться от совещаний, лучше устраивать небольшие собрания, поскольку это необходимо для продвижения по служебной лестнице.

Интроверты, достигшие карьерных высот, обычно умеют вести себя как экстраверты хотя бы часть времени

Интроверты, достигшие карьерных высот, обычно умеют вести себя как экстраверты хотя бы часть времени, утверждает Карл Мур из Монреальского университета Макгилла, который опросил в ходе радиошоу 200 CEO. Бывший глава Канадских государственных железных дорог Клод Монжо ставил себе цель действовать как экстраверт пять раз в день.

Большая часть человечества располагается на шкале интроверсии-экстраверсии где-то посредине между крайними отметками. Карл Мур предполагает, что «тихие» люди могу так же сильно влиять на мир, как истинные экстраверты, если только у них будет время для перезагрузки. Он предлагает своим студентам задание «общаться и строить отношения как интроверт» или «общаться и строить отношения как экстраверт», чтобы расширить их возможности.

Просвещенный менеджмент будущего

В бизнесе долго преобладал идеал экстраверта, потому что так была устроена корпоративная мода в течение десятилетий — будь то модель 1950-х годов, когда работник самоутверждался в организации, отстаивая свою точку зрения на совещаниях и в команде, или нынешнее помешательство на мгновенном коммуникативном отклике. Об этом пишет в своей книге Сьюзен Кейн.

К счастью, некоторые тренды направлены в другую сторону. Сфера технологий, то есть та индустрия, где интровертов особенно много, облегчила дистанционное общение. Цель просвещенного менеджмента не в том, чтобы толкать компанию, ориентированную на экстравертов, в сторону интровертов. А в том, чтобы создать компании нового типа, где интроверты, экстраверты и все, кто между ними, будут иметь равные возможности для профессионального процветания. Амбивертная организация — назовем ее так.


В статье упомянута книга С. Кейн «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» (МИФ, 2014), а также приводятся мысли из книги Дж. Коллинз «От хорошего к великому» (МИФ, 2016).