psyhologies.ru
тесты

Люди (не) должны работать

Общественные установки, под влиянием которых мы строим свою жизнь, зачастую оказываются весьма противоречивыми. Например, «приличные люди должны трудиться» и «уважаемый человек – это тот, кто может себе позволить не работать». Что выбрать? Мы задали этот вопрос психологу Екатерине Жорняк.

Екатерина Жорняк – нарративный психотерапевт, научный редактор сборника «Игра со всех сторон» (Прагматика культуры, 2003).

Десять лет назад я путешествовала по Америке и провела неделю в гостях у одного весьма состоятельного военного. Отец семейства бывал дома по вечерам, и мною в основном занималась его жена Джилл, замечательная дама средних лет, мать четырех взрослых дочерей. Помимо того чтобы развлекать меня, у нее были и собственные дела: гольф, фитнес, общественные мероприятия, церковь, встречи с кем-то из дочерей, благотворительность. Вряд ли этим исчерпывалась вся ее жизнь, но это все, что я успела заметить за неделю, проведенную вместе.

Однажды мы отправились смотреть статую Свободы. В Нью-Йорке, как и в Москве, улицы были заполнены спешащими куда-то людьми. Посмотрев на них, я спросила Джилл: «А ты хотела когда-нибудьчем-то заниматься? Сделать карьеру, реализоваться профессионально?»

alt

С ноткой недоумения в голосе Джилл ответила: «Я счастлива, что никогда не была вынуждена работать». Больше всего меня удивило тогда то, до какой степени я удивилась. Передо мной как будто распахнулась дверь в неведомый мне мир восприятия реальности: ни на психологическом факультете, где я тогда училась, ни в Советском Союзе, ни в перестраивающейся России этому не учили. И действительно, откуда я узнала, что должна работать? Каким образом идея «люди должны работать» поддерживается в нашем обществе?

У маленького ребенка взрослые часто спрашивают: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» В школе детям объясняют, что они должны хорошо учиться, чтобы потом хорошо работать. Вопрос «Кто он (она)?» на самом деле означает «Кем он (она) работает?».

В СССР людей, которые не работали, называли тунеядцами, их подвергали общественному порицанию, судили, изгоняли из страны (как, например, Иосифа Бродского). Из пословиц мы знаем, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «труд создал человека», «кто не работает, тот не ест». То, что упорный труд – залог успеха, следует из сказок и басен: «Попрыгунья-стрекоза», «Золушка», «Три поросенка», «Морозко». И даже в фильме про «женское счастье» «Москва слезам не верит» речь идет о том, что, если 20 лет подряд спать по четыре часа в сутки, обязательно встретишь своего принца, даже если тебе немножко за сорок.

Капиталистическая система, благодаря которой стали процветать многие страны, построена на идее упорного индивидуального труда. «Если ты такой умный, то почему такой бедный» – каждый, кто развивал свои способности и упорно трудился, добился счастья, исчисляемого не деньгами, а их количеством. Многие известные психологи и философы утверждают, что человек будет здоров и счастлив, если реализует свои способности, а невозможность работать в полную силу может стать причиной болезней и несчастий.

читайте такжеМоя фирма — вторая семья?
  • 1
  • 2
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • MihTimak   
    154 недели назад

Для меня работа всегда была всего лишь средством для зарабатывания денег, которые, по словам не помню какого умного человека, «необходимость, но не цель жизни». Прочитав в зрелом возрасте роман И.А.Гончарова "Обломов", я сказал себе, что в душе я в некотором смысле даже больший Обломов, чем сам Илья Ильич: у того хоть в юности, под влиянием Штольца, были честолюбивые планы и мечты, а у меня никогда не было. Вот, скажем, такая цитата из этого романа: Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы. Я же, в отличие от Ильи Ильича, даже и шутить над этими сказаниями не буду - мой вздох не тайный, а явный. И сказку о Емеле я воспринимаю отнюдь не как сатиру, а с жуткой завистью: вот, повезло человеку; жалко, что мне так не повезёт. А именем Милитриса Кирбитьевна мне хочется назвать никак не "неслыханную красавицу" (бог мне с ней, куда мне!!), а вот эту самую волшебницу (если не в виде щуки, то хотя бы в виде доброй бабушки), которая "усыновит" меня и с которой мне будет так же тепло и уютно, как большинству детей - с мамой. Обломову повезло, что он имел возможность ничего не делать, что были крестьяне, которые на него работали, был управляющий, который вёл его хозяйство, был Захар для каждодневных услуг. Я думаю, среди читателей этого комментария найдётся много людей, не ведущих обломовский образ жизни не потому, что отвергают его, а потому, что возможности такой не имеют.
Psy like0
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье