Люди (не) должны работать

Общественные установки, под влиянием которых мы строим свою жизнь, зачастую оказываются весьма противоречивыми. Например, «приличные люди должны трудиться» и «уважаемый человек – это тот, кто может себе позволить не работать». Что выбрать? Мы задали этот вопрос психологу Екатерине Жорняк.
Люди (не) должны работать

Екатерина Жорняк – нарративный психотерапевт, научный редактор сборника «Игра со всех сторон» (Прагматика культуры, 2003).

Десять лет назад я путешествовала по Америке и провела неделю в гостях у одного весьма состоятельного военного. Отец семейства бывал дома по вечерам, и мною в основном занималась его жена Джилл, замечательная дама средних лет, мать четырех взрослых дочерей. Помимо того чтобы развлекать меня, у нее были и собственные дела: гольф, фитнес, общественные мероприятия, церковь, встречи с кем-то из дочерей, благотворительность. Вряд ли этим исчерпывалась вся ее жизнь, но это все, что я успела заметить за неделю, проведенную вместе.

Однажды мы отправились смотреть статую Свободы. В Нью-Йорке, как и в Москве, улицы были заполнены спешащими куда-то людьми. Посмотрев на них, я спросила Джилл: «А ты хотела когда-нибудьчем-то заниматься? Сделать карьеру, реализоваться профессионально?»

alt

С ноткой недоумения в голосе Джилл ответила: «Я счастлива, что никогда не была вынуждена работать». Больше всего меня удивило тогда то, до какой степени я удивилась. Передо мной как будто распахнулась дверь в неведомый мне мир восприятия реальности: ни на психологическом факультете, где я тогда училась, ни в Советском Союзе, ни в перестраивающейся России этому не учили. И действительно, откуда я узнала, что должна работать? Каким образом идея «люди должны работать» поддерживается в нашем обществе?

У маленького ребенка взрослые часто спрашивают: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» В школе детям объясняют, что они должны хорошо учиться, чтобы потом хорошо работать. Вопрос «Кто он (она)?» на самом деле означает «Кем он (она) работает?».

В СССР людей, которые не работали, называли тунеядцами, их подвергали общественному порицанию, судили, изгоняли из страны (как, например, Иосифа Бродского). Из пословиц мы знаем, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «труд создал человека», «кто не работает, тот не ест». То, что упорный труд – залог успеха, следует из сказок и басен: «Попрыгунья-стрекоза», «Золушка», «Три поросенка», «Морозко». И даже в фильме про «женское счастье» «Москва слезам не верит» речь идет о том, что, если 20 лет подряд спать по четыре часа в сутки, обязательно встретишь своего принца, даже если тебе немножко за сорок.

Капиталистическая система, благодаря которой стали процветать многие страны, построена на идее упорного индивидуального труда. «Если ты такой умный, то почему такой бедный» – каждый, кто развивал свои способности и упорно трудился, добился счастья, исчисляемого не деньгами, а их количеством. Многие известные психологи и философы утверждают, что человек будет здоров и счастлив, если реализует свои способности, а невозможность работать в полную силу может стать причиной болезней и несчастий.

читайте такжеМоя фирма — вторая семья?

Дальше – больше. Работа – это не обязанность, а право и даже привилегия: феминистки отстаивают право женщин работать с мужчинами на равных, доказывая, что только в этом случае женщина будет жить как человек, обретет независимость и самореализуется. Способность самостоятельно зарабатывать и содержать себя – один из критериев необходимого перехода ребенка в статус взрослого. Государство поддерживает трудящихся: работая, можно получить оплачиваемый отпуск, пенсию и медицинскую страховку.

Но есть ли другие, альтернативные знания, которые поддерживают прямо противоположную идею – «люди НЕ должны работать»? Как сказал Оскар Уайльд, «работа – последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет». Трудиться означает в одно и то же время зарабатывать деньги и не иметь времени их потратить. К тому же деньги требуют к себе большого внимания: они дешевеют, их надо сохранять и приумножать, то есть чем больше человек зарабатывает, тем больше он вынужден работать, и уже непонятно, деньги работают на него или он на них. А кто сказал, что пресловутая самореализация связана только с работой? Если человек танцует, фотографирует, любуется природой, играет с ребенком или помогает старушке перейти улицу, разве он не реализует свои способности или не приносит пользу обществу?

В крупных корпорациях принято устанавливать табло, на которых высвечивается информация о достижениях предприятия. Например: «Наш завод выпустил миллионный автомобиль». Чтобы сотрудники понимали, чем они занимаются на своей работе: часто они знают, лишь как функционирует их участок работы, а полной картины происходящего не видят. Мы живем в обществе потребления, СМИ создают новые потребности, заставляя нас желать вещи, о которых минуту назад мы и не знали. Чтобы получить желаемое, мы работаем: «Счастлив не тот, у кого все есть, а тот, кому ничего не надо».

Емеля, Иван-дурак и 33 года пролежавший на печи богатырь обошлись без упорного пожизненного труда. В сказах сосредоточена вековая народная мудрость – многие известные герои обрели все благодаря простой удаче и работе многочисленных помощников: щуки, волка, Конька-горбунка. Мастер из романа Михаила Булгакова заслужил покой, не отправляясь каждый день на службу, а творя дома рядом с любимой женщиной. Возможно, человек, который много трудится и делает карьеру, просто чувствует себя неуверенно, тревожно и нуждается во внешнем статусе, чтобы ощущать себя защищенным?

В Экклезиасте сказано: «суета сует», и убедиться в этом можно, пересмотрев фильм «Прохиндиада, или Бег на месте» (В. Трегубович). Запад придумал идею прогресса, людям объясняют, что надо стремиться вперед (в светлое будущее) и много работать, а у восточного мира время идет по кругу, торопиться некуда, ничего нового и лучшего нет ни в будущем, ни в прошлом; для восточного человека достижением считается не бежать быстрее всех, а остановиться. Буддисты прилагают особые усилия, чтобы научиться ничего не делать.

Что получается в результате? Накопленных знаний у человечества много. Посмотришь с одной стороны – надо работать; взглянешь с другой – не надо. Единого, правильного для всех решения нет, но у каждого есть выбор, какими знаниями воспользоваться, чтобы жить наилучшим для себя образом.

читайте такжеПенсионеры: generation next
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
  •   

Psy like
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • MihTimak   
    190 недель назад

Для меня работа всегда была всего лишь средством для зарабатывания денег, которые, по словам не помню какого умного человека, «необходимость, но не цель жизни». Прочитав в зрелом возрасте роман И.А.Гончарова "Обломов", я сказал себе, что в душе я в некотором смысле даже больший Обломов, чем сам Илья Ильич: у того хоть в юности, под влиянием Штольца, были честолюбивые планы и мечты, а у меня никогда не было. Вот, скажем, такая цитата из этого романа: Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка. Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы. Я же, в отличие от Ильи Ильича, даже и шутить над этими сказаниями не буду - мой вздох не тайный, а явный. И сказку о Емеле я воспринимаю отнюдь не как сатиру, а с жуткой завистью: вот, повезло человеку; жалко, что мне так не повезёт. А именем Милитриса Кирбитьевна мне хочется назвать никак не "неслыханную красавицу" (бог мне с ней, куда мне!!), а вот эту самую волшебницу (если не в виде щуки, то хотя бы в виде доброй бабушки), которая "усыновит" меня и с которой мне будет так же тепло и уютно, как большинству детей - с мамой. Обломову повезло, что он имел возможность ничего не делать, что были крестьяне, которые на него работали, был управляющий, который вёл его хозяйство, был Захар для каждодневных услуг. Я думаю, среди читателей этого комментария найдётся много людей, не ведущих обломовский образ жизни не потому, что отвергают его, а потому, что возможности такой не имеют.
Psy like0
новый номерСЕНТЯБРЬ 2017 №20137Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты