psyhologies.ru
тесты
текст: Мира Якир 

Нужна ли учителю психотерапия?

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя. Испытывая большие нагрузки и пытаясь совместить множество разных ролей, все больше учителей говорят о том, что им необходима психологическая помощь.
alt ФОТО EAST NEWS 

Всякое настоящее дело требует самозабвения, но работа с детьми невозможна без этого состояния», – утверждал писатель Симон Соловейчик*. Учителю необходимо оставить у порога класса все то, что тревожит его, и войти к детям «с возвышенно настроенной душой». План, журнал, родители, образовательные стандарты, ЕГЭ, методсоветы, директор, инспектор, разговоры в учительской… Учитель всегда на публике, и к нему обращено множество ожиданий: прежде всего, со стороны школы (он должен проявлять творчество и в то же время следовать утвержденной программе), затем ожидания родителей (он должен пользоваться авторитетом у учеников и при этом быть толерантным) и, наконец, ожидания самих учеников (он должен заслужить авторитет, но при этом любить и понимать их). Не говоря уже о невыполнимой (но подразумеваемой) задаче добиться от всех учеников хорошей успеваемости. Должен, должен, должен… Груз такой ответственности не может не давить.

«У меня нет права на ошибку» – эти слова часто приходится слышать от тех, кто работает в школе. «Думаю, психологические трудности начинаются у учителя в тот момент, когда он решает ни в чем не ударять в грязь лицом, – говорит психолог Наталья Евсикова. – И чаще всего «ломается», когда (неизбежно) ставится под сомнение его компетентность, а значит, представление о самом себе». А это происходит с большинством педагогов, поскольку представителям этой профессии очень свойственно идентифицировать себя со своим делом. Ценой психологического и соматического здоровья учитель отвечает и за неработающие концепции, несовершенство менеджмента в образовании, за недостатки вузовской подготовки. «Он как солдат без тыла, – добавляет психотерапевт Светлана Кривцова, – один на один с новым поколением учеников, с подростковой наркоманией, растерянностью многих родителей, детской агрессией, страхом перед жизнью. И со своим собственным страхом». Возможно, поэтому, как говорят наши эксперты, учителя – самые пытливые, благодарные слушатели и активные участники психологических семинаров и тренингов.

Зеркальные отношения

Отношения учитель–ученик обладают особой чертой: они «зеркальны». Преподавая детям, учитель неизбежно вспоминает свое собственное детство, и значит, возникает риск, что в этих отношениях проявятся его давние бессознательные конфликты. В школе он непроизвольно реализует собственные желания, представления, фантазии. «Мы учим тем, что сами собой представляем; и очень немногое передаем с помощью того, что знаем», – полагает психоаналитик Анни Кордье (Annie Cordie). Со своей стороны, дети бессознательно воспринимают учителей как своих родителей. «Но те не учитывают этот феномен переноса, – продолжает психоаналитик, – они просто о нем не знают и принимают на свой счет, например, знаки агрессии, не им предназначенные». Разумеется, педагогических рецептов и «волшебных» методических приемов тут недостаточно. У учителей есть возможность получить дополнительное (психологическое) образование в университетах и институтах повышения квалификации работников образования. Это, безусловно, важно, но и этого недостаточно: в своей ежедневной работе учитель остается один на один со всем, что его тревожит.

Источник фотографий: EAST NEWS, IMAGESOURCE/FOTOSA.RU
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

  • GulnarU   
    165 недель назад

Мой стаж 25 лет, в данный момент переживаю такие тревожные чувства. Психотерапевтов нет у нас, а мне так необходима помощь.
Psy like0

Про соперничество и отсутствие какой-либо поддержки - истинная правда. Мы ведь с педагогами в одной лодке, так давайте "грести" сообща, а не раскачивать прохудившуюся посудину. Иногда такое нехорошее чувство: хочется взять и уйти, а выходные воспринимаются как отсрочка, а не как отдых.
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье