alt

«Ну, кого родила?»

Человек рождается, имея вполне определенные признаки половой принадлежности. Чтобы не было недоразумений, уже сразу после появления ребенка на свет акушерка показывает новорожденного маме и обращает ее внимание на пол ребенка: «Смотрите, у вас — девочка» или «У вас — мальчик!». И каждая мама знает, на что надо посмотреть, чтобы убедиться в правоте сказанного. Обычно пол ребенка не является сюрпризом, так как на определенном этапе беременности женщинам проводят ультразвуковое исследование (УЗИ), позволяющее судить о том, как идет внутриутробное развитие плода, а заодно и о поле будущего ребенка.

О половой принадлежности новорожденного судят по первичным половым признакам. Такими признаками служат наружные половые органы, которые, в отличие от внутренних, не скрыты в брюшной полости. К мужским наружным половым органам относят половой член и мошонку, в которой находятся мужские половые железы (яички). К женским наружным половым органам относятся: преддверие (вход) влагалища, большие и малые половые губы, расположенные вокруг входа во влагалище, клитор и железы.

Долгое время внешние половые различия этим и ограничиваются. Телесные изменения начинаются в подростковом возрасте, когда появляются вторичные половые признаки. Непосредственно они не участвуют в процессе размножения, однако играют большую роль в появлении у окружающих интереса к подростку как сексуальному партнеру. Когда вторичные половые признаки окончательно оформились, тела девушек и юношей уже практически ничем внешне не отличаются от тел взрослых женщин и мужчин. У юношей к таким признакам относятся волосы на лице (начинают расти усы и борода), в области подмышечных впадин и лобка, а также изменение голоса, который «ломается» и в результате становится более низким. У девушек вторичные половые признаки проявляются также ростом волос, но только в области подмышечных впадин и на лобке, на лице их нет; ростом и формированием молочных желез; изменением формы таза; развитием подкожно-жирового слоя по женскому типу (округляются формы торса, бедер).

Строение, ощущение, фантазия

Половые органы во многом определяют сексуальность человека, но «половое» и «сексуальное» отнюдь не синонимы. Существует еще один важный термин — «эротическое». Проявления полового, сексуального и эротического далеко не всегда совпадают по времени.

Половые признаки — анатомо-физиологические особенности, которые отличают девочек от мальчиков, юношей от девушек, женщин от мужчин.

Сексуальность — специфические ощущения и вызываемые ими положительные эмоции, которые возникают при стимуляции особых участков тела, названных эрогенными зонами. У всех людей основными эрогенными зонами являются пограничные области переходов внешних кожных покровов по внутренние слизистые, то есть всех естественных отверстий, а также сосков, ушных раковин, пупка. Согласно определению ВОЗ, «сексуальность является центральным аспектом бытия человека на протяжении всей его жизни и включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, половой инстинкт, удовольствие, близость и репродукцию. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, установках, ценностях, поступках, поведении, половых ролях и отношениях. Несмотря на то что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не все они одновременно ощущаются и проявляются»*. На сексуальность влияет множество факторов: биологических, психологических, социальных, политических, этических, исторических и других.

Эротическими называют представления, фантазии и переживания человека, связанные с таким межличностным взаимодействием, в ходе которого происходит удовлетворение полового влечения. Как правило, предметом эротического интереса бывает представитель другого пола (гетероэротизм), но может быть и человек того же пола (гомоэротизм). Возможен и аутоэротизм, при котором эротический интерес представляют только свое тело, свои сексуальные проявления и переживания.

* who.int/reproductivehealth/topics/gender_rights/defining_sexual_health.pdf

Взрослым полезно понимать, что происходит с ребенком на разных стадиях психосексуального развития, какие у него возникают проблемы, как реагировать на физиологические изменения, на проявления сексуальности и эротизма. Представляя себе эту картину, мы можем строить отношения с детьми с учетом их половой принадлежности, индивидуальных особенностей, создавать благоприятные условия для их психосексуального развития и избегать ситуаций, вызывающих у детей напряжение и тревогу. Родителям будет легче и спокойнее, если они знают, на что именно обращать внимание на каждой стадии, что требует их особенной поддержки в данный момент, какие требования к ребенку будут завышенными, каких изменений следует ждать в ближайшем будущем. Компетентность родителей в этих вопросах — лучшая профилактика любых сбоев в сексуальном развитии детей.

alt

Игорь Добряков — кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

alt

Стадии по Фрейду

Зигмунд Фрейд в конце XIX — начале XX века разработал теорию, в основе которой лежало предположение о том, что многое в формировании личности человека, его поведении связано с вытесненными в подсознание сексуальными переживаниями, в том числе детскими. Психосексуальное развитие, с точки зрения Фрейда, заключается в переходе с одной стадии на другую. Это сопровождается появлением новых форм удовлетворения потребностей и отказом (хотя и неполным) от преимущественного использования форм, характерных для предыдущей стадии. Если в силу внешних причин какие-то формы удовлетворения поощряются или, наоборот, пресекаются, такие формы могут зафиксироваться, то есть стать привычными, так что ребенок будет все время к ним возвращаться.

Названия стадий психосексуального развития по Фрейду связаны с зонами тела, отвечающими на определенных этапах развития ребенка за удовлетворение полового влечения и за удовольствие, получаемое от функционирования своего тела:

  • оральная (лат. oris — рот) стадия — первый год;
  • анальная (лат. anus — задний проход) стадия — 1–3 года;
  • фаллическая (греч. phallos — половой член) стадия –3–6 лет;
  • латентная (лат. latentis — скрытый) — 6(7) — 11(12) лет;
  • генитальная (лат. genitalia — половые органы) — 12–18 лет.

Оральная стадия: система «мать–дитя»

На оральной стадии существование ребенка просто невозможно без матери. Они вдвоем представляют собой сложную и слаженную систему «мать–дитя». При этом ребенок вынужден быть пассивным. Он еще не выделил себя из окружающего мира, не построил своих границ. Он не отделяет свое тело от тела матери. Территория, исследование которой ему доступно, крайне ограничена. Наиболее доступным является собственное тело. В процессе его исследования малыш случайно обнаруживает специфичность осязательной чувствительности половых органов, получает опыт удовольствия от игры собственными гениталиями. Умеренное количество подобной аутоэротической стимуляции необходимо для нормального развития ребенка.

Однако самые сильные, жизненно необходимые переживания младенец получает при исследовании другого доступного ему объекта — матери. Прижимаясь к ней, ощупывая ее, он получает массу ощущений, сопровождающихся положительными эмоциями. Но наиболее яркие, разнообразные ощущения ему удается получить при помощи рта. Сосание, покусывание, жевание груди, глотание поступающего из нее молока позволяют на короткое время максимально слиться с матерью, в какой-то степени сохранять единство диады мать–ребенок. Таким образом, сексуальные ощущения, сутью которых и является слияние с любимым объектом, взаимопроникновение с целью максимального стирания границ и снижение тем самым тревоги, на этой стадии фазе фокусируются на области рта, особенно при кормлении грудью. При этом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия.

Анальная стадия: владение телом

Стремясь познать окружающий мир, сделать его более предсказуемым и тем самым уменьшить тревогу, ребенок совершенствует свои движения, осваивает новые пространства. При этом он испытывает положительные эмоции, в том числе гордость за способность управлять своим телом. Особую роль при этом играет освоение навыков опрятности. Способность удерживать и выталкивать продукты жизнедеятельности сопровождается получением чувственного удовольствия, подкрепленного похвалой родителей. Произвольное выделение экскрементов означает для ребенка и подтверждение совершенства владения своим телом, и освоение внешней среды, в которой он оставляет свои следы, подобно тому как некоторые животные (например, волки) помечают свою территорию. Поэтому понятен большой интерес детей к своим выделениям. Случается, что, покакав, малыш рассматривает с удивлением, гордостью и восторгом свое произведение, лежащее в горшке, берет его в руки и протягивает матери, чтобы поделиться с ней своими чувствами. Она, к сожалению, не разделяет их, что вызывает у ребенка целую гамму эмоций: разочарование, тревогу, агрессию…

Приучая ребенка к горшку, родители впервые начинают требовать от него соответствия некой социальной норме. Огорчение матери, порицание, наказания за мокрые или запачканные штанишки, то есть наказание за то, на что раньше не обращали внимания, вызывает недоумение, иногда амбивалентное эмоции по отношению к матери, протестные реакции. Если отношения в семье гармоничны, если ребенок желанный, то к нему относятся с уважением и освоение навыков опрятности проходит незаметно. Все получается как-то само собой. Матери при этом впоследствии с трудом вспоминают, как они приучали ребенка пользоваться горшком. Чем более тревожны родители, чем более они озабочены ранним приучением ребенка к горшку, тем больше возникает проблем. Ребенок нередко становится упрямым, иногда агрессивным, настроение у него неустойчиво. Жизнь заставляет его учиться справляться со своими эмоциями. Это делает маленького человека более независимым, он становится самостоятельнее.

Выбор преобладающего стимула овладения новыми навыками (страх наказания, опасение расстроить мать, стремление к получению чувственных ощущений, положительных эмоций) может наложить отпечаток на дальнейшее развитие ребенка. Достижение определенной степени самостоятельности к трем годам приводит к тому, что он уже начинает осознавать свои границы, выделяет себя из окружающего мира, что знаменует переход ребенка к следующей стадии развития.

alt

Фаллическая стадия: самосознание

Фаллическая стадия характеризуется формированием у ребенка новой психической функции — самосознания. Оно проявляется способностью выделить себя из окружающего мира, различать себя и других, При этом ребенок начинает называть себя не в третьем, как раньше, а в первом лице («Я!»). Система «мать–дитя», основанная на невозможности существования друг без друга, рушится. Мать и дитя только с этих пор представляют собой двух отдельных людей, хотя мать все равно остается самым значимым человеком для ребенка.

Отъединившись от матери, он обнаруживает, что все люди делятся на две части: на мужчин и женщин. К одной из групп окружающие причисляют и ребенка, но чтобы понять суть своей половой принадлежности, активно усваивать свою половую роль, ему необходимо разобраться, в чем состоят отличия мужчин от женщин. Интерес к устройству своего и чужого тела, к тайне рождения проявляется в соответствующих вопросах, подглядывании, в организации совместных игр мальчиков и девочек, сопровождаемых обнажением и демонстрацией гениталий. Отношение к обоим родителям часто приобретает амбивалентный характер. Родитель своего пола воспринимается как конкурент, к которому ребенок ревнует родителя противоположного пола. Причем последний начинает вызывать у него больший, чем прежде, интерес, как самый близкий и знакомый представитель иного пола. На завершающем этапе этой стадии ребенок создает определенную инфантильную концепцию о различиях и взаимоотношениях полов. Некоторые варианты таких концепций неблагоприятны, пугают детей. Другие концепции позитивно воспринимаются, способствуют принятию ребенком своей половой роли и готовности совершенствовать ее.

Изучение становления сексуальности человека, предпринятое Фрейдом, его учениками и последователями, убедительно показало, что сексуальность присутствует уже у младенцев, развивается и в разные возрастные периоды имеет свои особенности. А вот эротика возникает только тогда, когда появляется самосознание, то есть когда человек выделяет себя из окружающего мира, начинает называть себя в первом лице, строит и осознает свои физические и психические границы, испытывает чувство стыда наготы.

Отделение от матери на этой стадии произошло, но отдаление от нее продолжается, растет потребность в самостоятельности. Если мать несчастлива в супружестве, она бессознательно нередко пытается компенсировать дефицит тепла, общения, положительных эмоций за счет ребенка. При этом стремление его к самостоятельности, отдалению пугает ее. Она будет стремиться сохранить близость, остаться необходимой ребенку во всем. Такая мать будет пресекать любые проявления самостоятельности, провоцируя тем самым негативизм и непослушание, отражающие борьбу малыша за свою независимость, свое развитие.

Основным результатом успешного прохождения этой стадии является открытие ребенком возможности получения ярких положительных эмоций от телесного и эмоционального контакта с другим человеком. При этом закладывается чувство базисного доверия к другому, что во многом определяет в дальнейшем его взаимоотношения с окружающими.

Латентная стадия: семья и школа

Интересы ребенка на этой стадии все больше выходят за пределы круга семьи. Приступив к обучению в школе, ребенок меняет свой социальный статус — становится школьником. У него появляются новые обязанности, заботы, к нему иначе начинают относиться окружающие. Это приводит к дальнейшему отдалению от родителей, их авторитет несколько тускнеет, так как не выдерживает конкуренции с авторитетом нового в жизни ребенка человека — учителя (как правило, учительницы). Учительница, с точки зрения большинства учеников младших классов, знает значительно больше, чем мама или папа. Многие родители нередко сталкиваются с тем, что дети последним и самым главным доводом в каком-нибудь споре заявляют: «Нам Анна Кирилловна (Мария Петровна или др.) не так говорила!»

Ребята школьного возраста значительно больше и качественно иначе общаются друг с другом, так как в этом возрасте окончательно осознают необратимость своей половой принадлежности. Мальчики и девочки проявляют разные интересы, соответствующие их полу, выбирают разные игры и партнеров в них, но при этом интерес к вопросам половой жизни дети проявлять стесняются. Именно поэтому стадия психосексуального развития детей 7–11 лет называется «латентная», то есть «скрытая». Дети, находясь на этой стадии развития, значительно реже, чем раньше, задают взрослым «неудобные» вопросы на сексуальные темы, реже играют в игры, связанные с обнажением. В то же время снижения интереса к половым вопросам у детей нет.

Поэтому на этой стадии происходит разделение (сегрегация) класса по половому признаку: мальчики играют только с мальчиками, а девочки с девочками. Постепенно, начинаясь примерно с 8 лет, сегрегация достигает максимума у десятилетних детей. Таким образом, в латентной фазе идет дальнейшее активное принятие и становление половой роли, усвоение свойственных ей особенностей поведения. Это проявляется в виде нарочитого подчеркивания соответственно маскулинных (свойственных мужчинам) или фемининных (женских) черт. К сокрытию интереса к противоположному полу приводит страх: «если водишься с девчонками, то и сам ты девчонка!» У детей в этом возрасте встречаются различные сексуальные проявления, в том числе сексуальные игры, однако они становятся менее явными, чем в предыдущей стадии.

Скрытая симпатия

В одной из школ Санкт-Петербурга был проведен эксперимент с целью выявить скрываемый интерес детей 10–11 лет к сверстникам противоположного пола. Всего в эксперименте приняло участие 167 детей. Количество мальчиков и девочек было примерно одинаковым (80 и 87 соответственно). Ребят одного класса по очереди приглашали в кабинет, где на столе были разложены конверты с их фамилиями. Испытуемому давали 3 красивые открытки и предлагали подарить их трем одноклассникам, положив их в конверты с фамилиями избранных. В двух классах мы наблюдали за детьми. В этом варианте в подавляющем большинстве случаев мальчики клали открытки мальчикам, а девочки — девочкам. Только два мальчика и одна девочка осмелились положить открытки в конвертики ребят противоположного пола.

Детей двух других классов заверяли, что никто (в том числе и экспериментатор) не будет знать, на кого пал их выбор, во время которого испытуемого оставляли одного. Обследованный не встречался с тем, кому участие в эксперименте еще предстояло. Таким образом, второй вариант проведения эксперимента позволял создавать у участников иллюзию анонимности выбора, проявить эмоциональное, а не утилитарно-деловое отношение к избраннику. В результате 36,3% мальчиков и 48,1% девочек положили открытки одноклассникам противоположного пола. При этом 30,6% мальчиков ожидали получить открытку от девочек, а 54,1% девочек — от мальчиков.

Таким образом, представляется очевидным, что у многих детей присутствует определенный интерес и симпатия к одноклассникам противоположного пола, но они стараются держать это в тайне. Это объясняется высокой ценностью, которую приобретает к этому возрасту половая роль, страхом того, что, тесно общаясь со сверстниками противоположного пола, можно прослыть неадекватным своему. Это подтверждают простые наблюдения за играми детей этого возраста. Если мальчик и девочка начинают проводить вместе время, то неизменно подвергаются насмешкам сверстников, как правило добивающихся прекращения их отношений или продолжения их в глубокой тайне.

alt

Генитальная стадия: новая стыдливость

С наступлением пубертатного периода и у мальчиков, и у девочек повышается интерес к сексуальной жизни, возникает так называемая физиологическая (естественная, нормальная) подростковая гиперсексуальность. На этой стадии борьба за свои границы достигает апогея. Изменение внешности, связанное с появлением вторичных половых признаков, меняет отношение окружающих к подросткам. В этом периоде отделение от родителей окончательно, границы и тела, и души построены жестко. Молодой человек имеет свои тайны от родителей, его тело — тело взрослого юноши (или девушки), при нормальном развитии семейных отношений он никогда более не будет обнажаться перед ними. Индивидуализация тела приводит к новым культурным запретам, новой индивидуальной стыдливости. Стыд охраняет «внутреннее священное пространство», является основным мотивом, побуждающим людей искать уединения для занятий сексом. Не все родители спокойно смиряются с этим. Это может отражать их трудности, в том числе и сексуальные.

Переживая эту стадию, подросток делает выбор между сохранением отношений детско-родительской зависимости и обретением новых партнерских сексуально-эротических отношений. От этого выбора во многом зависит его дальнейшая жизнь. Если в этом возрасте отношения с родителями или друзьями своего пола оказываются для подростка более ценными, чем первая любовь, то это может свидетельствовать о том, что он пока еще ребенок. Дружба юноши с девушкой не только не ставит под сомнение их адекватность своей половой роли, а наоборот, подтверждает ее, помогает решать задачу эмоционального отделения от родителей.

Последняя граница

Однако если подростку удается выиграть битву за свою автономность, за максимально возможную закрытость своих телесных и душевных границ, он начинает испытывать щемящее чувство одиночества, снова овладевает им базальная тревога, экзистенциальная тоска. Изменившееся, повзрослевшее тело, появившийся интерес к противоположному полу, чувственные желания, предстоящая необходимость выбора призвания, неуверенность в своих мужских (или женских) качествах, возможностях беспокоят… Желание сексуального дебюта и страх быть несостоятельным в этой ситуации приводят к внешне циничному отношению к вопросам половых отношений, демонстрации своей компетентности в этой области, что, в частности, выражается в использовании нецензурной лексики.

Появляются вначале смутные, но затем все более и более определенные мечты, желание найти человека, которому можно будет доверить и свои самые сокровенные мысли, сомнения, и свое тело, человека, который также будет доверять тебе. Хочется, но очень страшно обмануться, так как в любви нет гарантий, любовь — это всегда неизвестность и испытание.

Половой акт представляет собой максимально полное снятие телесных границ. Пойти на снятие телесных границ значительно проще, чем на открытие душевных. Американский социолог Дэвид Ризман (David Riesman) заметил, что секс — своего рода «последняя граница», на которой человек надеется утвердить свою индивидуальность*. Таким образом, в отличие от животных, у которых половой акт в основном имеет целью репродукцию, у человека либидо имеет еще одну жизненно важную функцию, связанную с обретением самосознания, с пониманием, что его жизнь конечна, так как сексуальные отношения человека позволяют ему не чувствовать себя одиноким в этом мире, быть уникальным для своего партнера, обрести бессмертие в ребенке от любимого человека. Когда все табу и запреты, ограничивающие доступность секса, исчезают, сам по себе он оказывается пустым и несущественным действием. В подростковом возрасте манипулятивный секс без эротики, то есть без доверительных душевных отношений, приводит лишь к снятию физиологического напряжения. При этом тревога не только не снижается, но, как правило, растет. А оборотная сторона тревоги — агрессия. Поэтому подросткам бывает недостаточно информации о «технической» стороне сексуальной жизни и о противозачаточных средствах. Им важно понять, что главное в отношениях — эротика, доверие, психологическая близость.

* «Culture and social character. The work of D. Riesman reviewed» (Glencoe, 1961).

«Пускай не думает она, что ты в нее влюблен»

История первая. Попытка скрыть свою симпатию к определенной девочке нередко проявляется в виде агрессивных действий, направленных именно на нее. Одного из таких драчунов однажды привели ко мне на прием.

– А я знаю, почему ты к ней пристаешь, — сказал я, когда, выслушав жалобы родителей, мы остались с ним наедине, — ты просто влюбился.

Что с ним было! Он покраснел и стал орать:

– Сам ты влюбился!

Я сказал, что, наверное, ошибся, попросил прощения. Он постепенно успокоился, и мы стали беседовать на разные интересные темы. Поняв, что доверительный контакт установлен, я снова заговорил о девочке, которую он обижал, попросил рассказать о ней, заверив, что умею хранить тайны, что никто не узнает о нашем разговоре. Сначала он отвечал на наводящие вопросы, а потом я выслушал настоящую поэму в прозе о замечательной девочке, лучше которой нет на свете. Под конец разговора, видя во мне серьезного и внимательного слушателя, он совсем разоткровенничался и вынул из кармана завернутый в носовой платок карандашик. Это был ее подарок. Однажды на уроке он обнаружил, что забыл пенал дома, и она его выручила. Расстались мы дружески. В конце беседы пациент согласился, что подчеркнуто негативное отношение к этой девочке, с одной стороны, огорчает ее и не вызывает у нее симпатии к обидчику, а с другой — может привести к тому, что кто-нибудь догадается о его истинных чувствах, как я.

История вторая. Как-то раз в школе я видел такую сцену. Девочка попросила у мальчика дать ей книжку. Было заметно, что просьба обрадовала его и смутила. Он покраснел, а потом ударил ее книгой по голове:

– Вот тебе книжка!

Реакция девочки была неожиданной. Улыбаясь, она громко, с гордостью сообщила учительнице и всем присутствующим:

– Ольга Витальевна, Петров МЕНЯ ударил!

Скрытый смысл ее слов был понятен: «Посмотрите все, он меня выделяет, я ему нравлюсь!» Очень обидно бывает девочкам, которых никто не задевает, не дергает за косички.

История третья. Последнее время все чаще приходится сталкиваться с тем, что девочки агрессивны не меньше мальчиков, все время задевают, провоцируют их. Нередко противостояние групп мальчиков и девочек проявляется в эмоционально заряженных увлекательных играх. Один ученик так рассказал мне о том, как замечательно он с одноклассниками проводит перемены:

– Сразу после звонка мы бежим в коридор и начинаем гоняться за девчонками. Если какую-нибудь поймаем, то удерживаем, а другие девчонки нападают и отбивают ее, а мы тогда гоняемся за ними!

Собственно, такое поведение блестяще описано у Григория Остера:

«Девчонок надо никогдаНигде не замечать. И не давать прохода имНигде и никогда. Им надо ножки подставлять, Пугать из-за угла, Чтоб сразу поняли они: До них вам дела нет. Девчонку встретил — быстро ейПоказывай язык. Пускай не думает она, Что ты в нее влюблен».