Дети-«орхидеи»: как воспитывать чувствительного ребенка

В нашей культуре слово «чувствительный» окрашено негативно. Называя человека слишком чувствительным, мы подразумеваем, что он слабый, и обесцениваем его чувства. Однако если окружение настроено к ним благосклонно и поддерживает их, такие люди превосходят любые, даже самые смелые ожидания.

К категории чувствительных относится каждый пятый человек на планете. Эти люди более восприимчивы к факторам окружающей среды, как положительным, так и отрицательным. Чувствительные дети — словно орхидеи: если посадить их в благоприятную почву, они расцветут. А вот если попадут в неблагоприятные условия, то пострадают гораздо больше, нежели дети-«одуванчики», которые не так тесно связаны с окружающей средой.

Многолетние исследования показали, что дети-орхидеи демонстрируют определенный набор психологических симптомов. В процессе наблюдения за несколькими тысячами детей мы с коллегами заметили, что каждый пятый ребенок реагировал на стресс острее, чем большинство сверстников. В ответ на слабые стрессовые факторы у таких детей сильнее поднимался уровень гормона стресса кортизола и быстрее активировалась реакция «бей или беги». Остальные 80% детей реагировали на те же стрессовые факторы гораздо слабее и медленнее.

Дети, которые сильнее реагировали на стресс, демонстрировали большую волновую активность в префронтальной коре головного мозга с правой стороны. Эта зона отвечает за регуляцию эмоций, контроль над импульсами и планирование. У чувствительных детей кожа на лбу была холоднее с правой стороны, а внутреннее ухо справа было теплее, чем слева. Это значит, что кровь приливает к префронтальной коре справа, чтобы обеспечить кислородом возбужденные нейроны, работающие над регуляцией эмоций.

В одном исследовании мы оценивали детей перед их зачислением в первый класс, а затем проводили повторную оценку перед переходом в седьмой класс. Мы выяснили, что на успех детей-орхидей во многом влияет учитель. Если у чувствительных детей были сложные отношения с учителем в первом классе, то к седьмому классу у них отмечали ряд психологических проблем. В отличие от них дети, у которых практически не было конфликтов с первым учителем, демонстрировали низкий уровень психологических проблем. При этом развитие детей-одуванчиков не зависело от отношений с учителем.

Создавайте пространство для выражения собственного мнения ребенка и относитесь к нему с уважением

Другие исследования показывают такую же закономерность в отношении физического здоровья: если чувствительные дети растут в поддерживающей, развивающей среде, они становятся наиболее здоровыми среди сверстников и меньше подвержены инфекциям и травмам. Если же они растут в неблагоприятной обстановке, то болеют чаще других детей.

Зачем природа создала людей, настолько восприимчивых к условиям окружающей среды? Объяснение связано с концепцией условной адаптации. В человеческом организме действуют механизмы отслеживания изменений в окружающей среде и адаптации биологического развития. Для большинства людей среднего уровня адаптации достаточно. Однако природа создала особую часть популяции, которая быстрее реагирует на неблагоприятные условия среды, а в благоприятных добивается выдающихся результатов. Таким образом повышаются шансы на выживание человеческого вида.

Обычно взрослые воспринимают чувствительность детей как нечто плохое. Из лучших побуждений они советуют детям не быть тряпкой, собраться и стать сильнее. Но избыточное воздействие неблагоприятных факторов может быть губительным для ребенка-орхидеи.

Если вы воспитываете чувствительного ребенка, вам нужно отойти от традиционных принципов и направить все усилия на создание благоприятной среды вокруг него. Создавайте четкий распорядок дня, который создаст у ребенка ощущение стабильности и предсказуемости. Подбирайте школу с позитивной атмосферой в классе и грамотными преподавателями. Создавайте пространство для выражения собственного мнения ребенка и относитесь к нему с уважением. Поддерживайте его увлечения и интересы, выделяйте время для игр и фантазий.

В благоприятных условиях чувствительные дети превращаются в успешных взрослых.

Томас Бойс

Об авторе

Томас Бойс — преподаватель педиатрии и психиатрии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, автор книги «Орхидея и одуванчик. Как создать условия, чтобы все дети расцветали» (The Orchid and the Dandelion: Why Some Children Struggle and How All Can Thrive, Knopf, 2019).