текст: Жанна Омельяненко 

Как быть «хорошим слушателем» и не страдать?

Журналист Джейми Фридландер объясняет, почему опасно быть жилеткой для близких, и дает советы, как исправить эту ситуацию.
Как быть «хорошим слушателем» и не страдать?

У каждой из нас есть подруга, с которой мы делимся разочарованиями, печалями и другими сложными чувствами. Вы звоните ей, чтобы излить душу и пожаловаться, если начальник сделал вам бестактное замечание или новый ухажер не пришел на свидание.

Если в вашей жизни нет такого человека, возможно, вы сами играете эту роль для других. Все обращаются к вам в сложных ситуациях. Издание Harvard Business Review называет таких людей «работники с негативом».

Термин «работники с негативом» не новый. Впервые он появился в 1999 году: им обозначали сотрудника, который всегда позволял коллегам выплакаться или брал на себя гнев и разочарование большой группы.

В организациях «работниками с негативом» часто становятся люди, которые участвуют в работе многих отделов и взаимодействуют с сотрудниками разного уровня.

Первоначальный отчет Harvard Business Review описывал «работников с негативом» так: «Вы видели, как они утешают коллег, разряжают обстановку и принимают на себя огонь со стороны сурового начальника. Они пытаются облегчить страдания во время сокращений».

Главное – не жаловаться слишком часто и не позволять это делать друзьям и родственникам

Отчет Harvard Business Review относился к сотрудникам организаций, но этот термин легко можно применить к друзьям и родственникам.

«Работники с негативом» словно губка поглощают чужой негатив, позволяют другим испытывать и выражать позитивные эмоции. Но человек, который берет на себя чужое разочарование и гнев, рискует быстро «выгореть», и в результате это плохо скажется на его личной и профессиональной жизни.

Возможны даже физические последствия: «впитывание» чужих проблем приводит к стрессу, который может вызвать проблемы со здоровьем, вплоть до мигреней, сердечных приступов или язвы.

Мы не идеальны. Нам всем нужно делиться переживаниями с другими и выслушивать их в ответ. Когда жизнь кажется слишком тяжелой и напряженной, разговоры с людьми позволяют нам легче дышать.

Главное – не жаловаться слишком часто и не позволять это делать друзьям и родственникам. Секрет в балансе.

Если вы считаете себя «работником с негативом», вот несколько советов, которые помогут держать ситуацию под контролем и избежать выгорания.

Как быть «хорошим слушателем» и не страдать?

Когда в следующий раз хронический «жалобщик» попытается переложить свои переживания на вас, дайте ему понять – вы не можете бросить все свои дела, чтобы поболтать. У вас есть более важные дела.

  • Если кто-то постоянно плачется вам и не понимает намеков на вашу занятость, попытайтесь поговорить открыто и прямо. Объясните, что порой бремя чужих проблем слишком сильно давит на вас.
  • Если вам постоянно звонит родственник, чтобы спросить совета, сообщите, что не всегда можете уделить ему внимание. Скажите своей маме, сестре или брату, чтобы вы рады с ними поболтать или дать совет, но не можете быть доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
  • Если вам нравится угождать людям и вы не можете им отказывать, двигайтесь маленькими шагами. Сначала приучите себя говорить «нет». Вежливо откажите другу, который зовет вас в бар, когда вы умираете от усталости. Скажите «возможно, в другой раз», если сестра в последний момент просит посидеть с ребенком, а у вас уже другие планы.

Научитесь отказывать в мелочах, тогда со временем вы научитесь быть твердой в более серьезных вопросах. Старайтесь быть хорошим другом, но не ставьте под угрозу собственное благополучие. Важно найти баланс и не бросаться в крайности.

Если вы будете обращаться к другу только в важные моменты, вы получите более стоящие советы

Если вы сами пользуетесь помощью «работника с негативом», вот несколько советов, которые помогут вам понять, когда можно пожаловаться, а когда стоит подождать.

  • Подумайте, как часто вы приходите к другу выговориться. Если это случается чаще чем раз в неделю, скорее всего, вы зачастили. Постарайтесь абстрагироваться и подумать о ситуациях, в которых вам действительно нужен совет. Если вы будете обращаться к другу только в важные моменты, вы получите более стоящие советы.
  • Спросите друга, не хочет ли он о чем-то поболтать или выговориться, прежде чем завести речь о своих проблемах. Это поможет вам установить взаимовыгодные эмоциональные отношения.
  • Попытайтесь поговорить со специалистом, психиатром или психотерапевтом, чтобы разобраться с некоторыми проблемами. Если вас не прельщает эта перспектива, попробуйте другие способы снятия стресса, например, физические упражнения или ведение дневника.

Об авторе

Джейми Фридландер

Джейми Фридландер – журналист. Подробнее на ее сайте.

Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

новый номерДЕКАБРЬ 2017 №23140Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты