4 909

Как быть «хорошим слушателем» и не страдать?

Возможно, у вас есть друзья, которые при первой возможности начинают жаловаться вам на жизнь. Воспитание не позволяет прервать собеседника, и вы чувствуете себя приговоренными выслушивать чужие переживания. Почему опасно быть «жилеткой» и как исправить ситуацию?
Как быть «хорошим слушателем» и не страдать?

У каждого из нас есть подруга или друг, с которыми мы делимся разочарованиями, печалями и другими сложными чувствами. Мы звоним им, чтобы излить душу и пожаловаться, если начальник сделал бестактное замечание или новый ухажер не пришел на свидание.

Если в вашей жизни нет такого человека, возможно, вы сами играете эту роль для других. Все обращаются к вам в сложных ситуациях. Для этого даже есть специальный термин: «работники с негативом».

Этот термин не новый. Впервые он появился в 1999 году: им стали называть сотрудника, который всегда позволял коллегам выплакаться или был в состоянии выдержать гнев и разочарование большой группы. В организациях «работниками с негативом» часто становятся люди, которые участвуют в работе многих отделов и взаимодействуют с сотрудниками разного уровня.

Главное — не жаловаться слишком часто и не позволять это делать друзьям и родственникам

Как описывают «работников с негативом»: «Мы видели, как они утешают коллег, разряжают обстановку и принимают на себя огонь со стороны сурового начальника. Они пытаются облегчить страдания во время сокращений».

И хотя здесь речь идет о коллегах, этот термин легко можно применить к друзьям и родственникам.

«Работники с негативом» словно губка поглощают чужой негатив, позволяяя окружающим снова почувствовать себя лучше. Но человек, который берет на себя чужое разочарование и гнев, рискует быстро «выгореть», в результате чего страдает его личная и профессиональная жизнь.

Возможны даже физические последствия: «впитывание» чужих проблем приводит к стрессу, который может вызвать проблемы со здоровьем, вплоть до мигреней, сердечных приступов или язвы.

Мы не идеальны. Нам всем нужно делиться переживаниями с другими и выслушивать их в ответ. Когда жизнь кажется слишком тяжелой и напряженной, разговоры с людьми позволяют нам легче дышать.

Главное — не жаловаться слишком часто и не позволять это делать друзьям и родственникам. Секрет в балансе.

Если вы считаете себя «работником с негативом», вот несколько советов, которые помогут держать ситуацию под контролем и избежать выгорания.

Как быть «хорошим слушателем» и не страдать?

Когда в следующий раз хронический «жалобщик» попытается переложить свои переживания на вас, дайте ему понять — вы не можете бросить все свои дела, чтобы поболтать.

  • Если кто-то постоянно плачется вам и не понимает намеков на вашу занятость, попытайтесь поговорить открыто и прямо. Объясните, что порой бремя чужих проблем слишком сильно давит на вас.
  • Если вам постоянно звонит родственник, чтобы спросить совета, сообщите, что не всегда можете уделить ему внимание. Скажите маме, сестре или брату, что вы рады поболтать или дать совет, но не можете быть доступны 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
  • Если вам нравится угождать людям и вы не можете им отказывать, двигайтесь маленькими шагами. Сначала приучите себя говорить «нет». Вежливо откажите другу, который зовет вас в бар, когда вы умираете от усталости. Скажите «возможно, в другой раз», если сестра в последний момент просит посидеть с ребенком, а у вас уже другие планы.

Научитесь отказывать в мелочах, тогда со временем вы научитесь быть твердой в более серьезных вопросах. Старайтесь быть хорошим другом, но не ставьте под угрозу собственное благополучие. Важно найти баланс и не бросаться в крайности.

Если вы будете обращаться к другу только в важные моменты, вы получите более стоящие советы

Если вы сами пользуетесь помощью «работника с негативом», вот несколько советов, которые помогут вам понять, когда можно пожаловаться, а когда стоит подождать.

  • Подумайте, как часто вы приходите к другу выговориться. Если это случается более чем раз в неделю, скорее всего, вы зачастили. Постарайтесь абстрагироваться и подумать о ситуациях, в которых вам действительно нужен совет. Если вы будете обращаться к другу только в важные моменты, вы получите более стоящие рекомендации.
  • Спросите друга, не хочет ли он о чем-то поболтать или выговориться, прежде чем завести речь о своих проблемах. Это поможет вам установить взаимовыгодные эмоциональные отношения.
  • Попытайтесь поговорить со специалистом, психиатром или психотерапевтом, чтобы разобраться с некоторыми проблемами. Если вас не прельщает эта перспектива, попробуйте другие способы снятия стресса, например, физические упражнения или ведение дневника.
Текст: Жанна Омельяненко
Источник фотографий: Getty Images
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

Psychologies приглашает
Стараетесь использовать каждую минуту с пользой?

Электронные книги PSYCHOLOGIES

СКАЧАТЬ
новый номерДЕКАБРЬ 2019 – ЯНВАРЬ 2020 №47164Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Мозг: меняем жизнь, меняя мышлениеМозг: меняем жизнь, меняя мышлениеКак было бы здорово, если бы был пульт, способный перематывать пленку жизни назад. Нажал на кнопку — вернулся в прошлое и поступил иначе, сделал другой выбор. Увы, такого пульта нет. Хорошая новость в том, что он и не понадобится, если мы научимся совершать правильный выбор в моменте. И это вполне реально. Как? Об этом мы рассказали на второй ежегодной конференции Psychologies Day, которая прошла 25 октября 2019 года. В этом досье мы собрали наиболее интересные статьи о возможностях нашего мозга. А через год, в октябре 2020, мы расскажем еще больше интересного! До встречи на Psychologies Day 2020! Все статьи этого досье
Все досье

спецпроекты