Как доброта делает нас сильными

До сих пор иногда слышу популярную некогда фразу о том, что «добро должно быть с кулаками». Интересно, как это могло бы выглядеть? Строчка эта из стихотворения Станислава Куняева, но он не сам ее придумал: ему и другим студентам литературного института ее предложил в качестве темы для упражнения автор известной «Гренады» поэт Михаил Светлов. И неслучайно она так прижилась: видимо, отвечала общественным настроениям. Шел 1959 год, мягкость ассоциировалась с бесхребетностью, а кулаки — с решительностью.

Другой лозунг из этого же ряда — «Жалость унижает человека» — приписывают Максиму Горькому, хотя на самом деле говорил это не он, а его герой, пьяный картежник Сатин. И немного по-другому: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью». Пьеса «На дне» вышла в 1902 году, потом ее ставили и экранизировали много раз.

Про уважение почему-то забылось, а про унизительную жалость закрепилось. Забылось заодно и то, что бывает и другая жалость — умение заметить чужую боль, сострадание, поддержка. Та самая, которая входит в понятие «добро» и не позволяет набрасываться на другого даже тогда, когда мы полностью уверены, что он не прав.

Нас обманули: обзаводясь кулаками, добро перестает быть собой. Кто заботится о том, «чтобы летела шерсть клоками со всех, кто лезет на добро», как говорится в этом же стихотворении, тому явно не до помощи ближнему.

…Однажды у меня случилось горе — умер близкий человек. И меня поразило, как мало людей, которые хотя бы позвонили мне со словами сочувствия. Это было очень грустно — остаться почти в полном одиночестве, с переживаниями, которые не с кем разделить. А ведь казалось, вокруг столько друзей и знакомых! Неужели они боялись унизить меня своей жалостью? Или от долгого неупотребления у них атрофировалась способность выражать сочувствие?

Как доброта делает нас сильными

По моим наблюдениям, у многих существует какое-то внутреннее препятствие, которое мешает обнаружить, проявить перед другими добрые чувства. И это не то же самое, что английская сдержанность, например. В ее основе деликатность, опасение вмешаться в суверенный внутренний мир другого.

Мы же, обратите внимание, вмешиваемся часто и порой довольно бесцеремонно, высказываем свои оценки там, где нас никто не спрашивал. Но с жалостью, нежностью, добротой трудности налицо. Нет к ним привычки.

В каждом из нас есть все, любые, чувства, это я знаю точно. Но проявления одних мы замечаем вокруг себя часто (вспомните, когда последний раз вы видели раздраженного человека? Наверняка не год назад) и легко воспроизводим, а проявления других приходится искать и собирать, как редкие цветы. Может быть, пора делать упражнения, тренироваться выражать радость, благосклонность, заботу...

Чтобы другой увидел и поверил, что мы добры, кулаки нужно разжать и протянуть ему навстречу открытую ладонь.

Нужны ли добру кулаки?

Об авторе

Елена Колесникова — режиссер, руководитель актерской школы «АктэМ».