Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю»

Как мы представляем себе жизнь успешного бизнесмена? Роскошной, сытой и счастливой. Вот он или она едет на хорошей машине ужинать в дорогой ресторан. Возвращается в красивый загородный дом или пентхаус в центре города. Отдыхает на лучших курортах, общается с интересными людьми, мелькает в светской хронике.

Кажется, стоит просто прочитать книгу из серии «Как стать миллионером», открыть что-нибудь свое, и все сокровища мира у наших ног. Путь же к обладанию этими сокровищами мало кто ясно себе представляет, все больше надеясь на удачу, на чудо. Придет Цукерберг, вдохновится идеей и купит стартап за бешеные деньги.

Разумеется, это несерьезно. Прежде чем запускать собственный проект, стоит ответить себе на несколько вопросов.

«Для чего мне нужен свой бизнес?»

Если вами движут лишь фантазии о dolce vita, то есть стремление удовлетворить материальные потребности, бизнес вряд ли окажется успешным. Стартап — это целая жизнь, состоящая из разных этапов. Будут и разгон, и взлеты, и падения. Вами должна двигать высокая идея, направленная на благополучие общества. Ваш бизнес в первую очередь должен быть нужным и полезным людям. Только в этом случае они готовы будут платить вам деньги. А вовсе не потому, что вы мечтаете жить красиво и богато.

«Какие ментальные потребности он удовлетворит?»

Бизнес-проект должен удовлетворять и ваши нематериальные запросы — потребность в самореализации, автономной работе, создании своей команды. Знаменитая фраза «Найди себе работу по душе — и тебе не придется работать ни одного дня» весьма далека от жизни. Равно как и красивые слова о том, что делать надо только то, что нравится. Если вы намерены стать действительно успешным предпринимателем, не читайте популистских книг, лучше займитесь делом.

Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю»

«Я действительно хочу что-нибудь свое?»

Мы читаем много историй успеха, и нам начинает казаться, что собственное дело — что-то простое, посильное каждому. Но предпринимательство — самый сложный путь личностной и профессиональной реализации в социуме.

Работать на «дядю» не так уж и плохо, если «дядя» платит хорошую зарплату. Стоит помнить и о том, что предпринимательство не развлечение, а огромная ответственность перед собой, близкими, командой — людьми, которые финансово зависят от вас. Готовы ли вы взять на себя эту ответственность?

«Что я буду делать, если у меня не получится?»

Большинство легенд об удачных бизнесменах звучит примерно так: человек работал в скучной конторе, а потом взял и ушел. Открыл свой бизнес и уже через три месяца купил премиальный автомобиль… Интересно, что лично вы этого счастливчика не знаете и у вас все может быть иначе.

Допустим, бизнес принесет разочарование или вовсе приведет к финансовому краху. Как будете выкручиваться? Что станете говорить коллегам и друзьям? Расскажете ли честно, каково оно — одиночное плавание? Поделитесь ли историей неудачи? Готовы ли будете вернуться на прежнее место работы? Важно детально продумать все способы отступления в случае бизнес-поражения и только после этого начинать верить в себя и нужность своего проекта.

Прежде чем примете финальное решение, стоит рассмотреть аргументы в пользу работы в офисе.

1. Четкая зона ответственности

Сотрудник несет ответственность в рамках своих должностных полномочий. Если что-то пошло не так, самое страшное, что может случиться, — увольнение. Неприятно, но не катастрофа.

Собственник компании всегда несет ответственность в рамках всего бизнеса. Сюда же добавляется и социальная ответственность. Ошибка может стать фатальной — на кону стоит весь бизнес.

Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю»

2. Стабильный доход

Наемный работник получает заработную плату на прописанных в договоре условиях. Она может быть фиксированной или зависеть от выполнения KPI. Значит, можно планировать траты на месяц или на полгода вперед, ориентируясь на потенциальный доход.

У предпринимателя совсем другая история. Он постоянно думает, как увеличить прибыль. Голова идет кругом от требующих решения задач: как и чем гасить аренду, налоги, заработную плату, расплачиваться с поставщиками и подрядчиками. И уж только потом он думает о собственной зарплате и средствах на развитие компании.

3. Меньший стресс

Сотрудник, конечно, испытывает стресс на работе, но гораздо более легкий, чем собственник. Предприниматель живет в постоянном страхе, что бизнес может рухнуть. Уйдут партнеры. Подведут поставщики. Клиенты напишут плохие отзывы в соцсетях. Самый одаренный сотрудник откроет конкурирующую фирму. Уничтожить бизнес сегодня очень просто, и собственник прекрасно об этом знает.

4. Регламентированный отпуск

Сотрудник уехал в отпуск и забыл о делах компании — отдых есть отдых. Он может выключить телефон, не заходить в почту и даже забыть от нее пароль. У собственника не бывает отпуска. Физически он может уехать на море или горнолыжный курорт, но бизнес он «берет с собой». Несколько часов в день предприниматель вынужден посвящать работе, особенно на начальных этапах стартапа. Готовы ли вы к этому?

5. Нормированный график

Наемный работник, как правило, проводит в офисе строго ограниченное количество времени. Он не думает о том, как повысить прибыль компании, снизить издержки, увеличить отдачу от персонала. Не волнует его и то, чем занимаются конкуренты.

Предприниматель работает в режиме 24/7, постоянно находится в процессе принятия решений, ведь именно от них зависит положение компании на рынке. Ненормированный режим работы — главный недостаток предпринимательской деятельности.

Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю»

6. Вечера и выходные в кругу семьи

И стартапер, и бизнесмен со стажем думают, как улучшить бизнес-процессы, и после 18:00. Встречаются с партнерами или заказчиками для подписания новых договоров или согласования условий сделки. Такой график не может не отражаться на отношениях внутри семьи.

7. Умеренная вовлеченность

Вовлеченность сотрудника в работу может быть равна нулю, а может составлять и 50%, и 100% — зависит и от мотивации, и от личностных качеств. Собственник же вовлечен на 100%, поскольку от его активного участия зависит стабильность и развитие бизнеса.

8. Ограниченный контроль

Наемный сотрудник контролирует работу подчиненных в рамках должностной инструкции или вообще освобожден от ответственности. Предприниматель из-за страха потерять бизнес вынужден следить за всем. Сложности с делегированием — одна из главных проблем собственников бизнеса, она заставляет их перерабатывать и «жить на работе».

9. Более спокойное отношение к команде

Наемный кадр — член команды: сегодня он работает здесь, а завтра, получив знания и навыки, — у конкурента, и это нормально. Предприниматель всегда находится в процессе подбора эффективных сотрудников, профессиональной оценки их работы. Ему необходимо думать над развитием трудового коллектива, чтобы увеличить работоспособность и отдачу.

Когда не надо начинать свое дело: 10 аргументов в пользу работы «на дядю»

10. Умеренные требования к компетенции

Сотрудник может себе позволить знать и уметь только то, что необходимо для выполнения поставленных перед ним задач. Собственнику необходимо знать все тонкости ведения бизнеса: от стратегии развития и удержания конкурентоспособных позиций на рынке, азов финансового, бухгалтерского учета и законодательства, регулирующего деятельность компании, до построения эффективной команды.

Если грамотно наметить цель, спланировать стратегии карьерных переходов, составить план личностного и профессионального роста и развития, можно неплохо зарабатывать и в корпоративном формате. Работа на компанию дает возможность нарабатывать опыт и расширять компетенции, сидя в уютном офисе, а не воюя на баррикадах собственного бизнеса. Работать под чьим-то началом намного проще, чем управлять «чем-нибудь своим».

Прежде чем открывать свое дело, задумайтесь о том, что вам даст этот бизнес. Возможно, реализовать творческий потенциал и детские мечты вы сможете, не покидая офисного кресла.

Жанна Лурье

Об авторе

Жанна Лурье — бизнес-коуч.