Ксения Куколева
Психолог, работает в рамках клиент-центрированной терапии. Член Общества человекоцентрированного подхода, Профессионального сообщества клиент-центрированных психотерапевтов (ПСКП)
«Меня это бесит»: учимся выражать недовольство
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Представьте субботнее утро. Вы остались дома, чтобы провести день с любимым человеком. Все бы хорошо, но вдруг внутри появилось сильное раздражение, которое сложно скрыть. Причина — партнер, который еще до завтрака успел сделать что-то «не так». Затем он задает невинный вопрос, а вы вспыхиваете и, конечно же, срываетесь. Завязывается ссора, в которой каждый предъявляет все накопившиеся обиды.

Принято считать: отношения — это работа. Но непонятно, что же нужно делать, чтобы отношения наконец «заработали» как надо. Одно из условий — умение вовремя сказать партнеру, что вас не устраивает. Но как сделать это, чтобы разговор не превратился в скандал? А главное, действительно ли мы всегда знаем, что именно нас не устраивает, и какой результат хотим получить?

Чтобы диалог прошел конструктивно, попробуем «отмотать» ситуацию к тому моменту, когда партнер сделал что-то не так, как вы хотели

Только вместо того, чтобы копить недовольство и выплескивать его при первой же возможности, предлагаю проделать пять шагов, которые помогут изменить финал уик-энда.

1. Отследите, что именно вызвало раздражение

Например, вас бесит музыка, которую он слушает, привычка оставлять чашку с недопитым кофе или незакрытый тюбик зубной пасты в ванной. Возможно, раздражает манера шутить, одеваться, вкусовые предпочтения, хобби. Постарайтесь как можно честнее признаться себе, какое именно действие партнера вызывает бурную негативную реакцию. Даже если причина раздражения кажется смешной и ничтожной, не игнорируйте ее.

Сформулируйте проблему так: «Меня бесит, что он/она снова сделал(а) это», но никому о ней не говорите.

2. Найдите уединенное место, где сможете побыть одни

Вы отследили тревожащее чувство, поняли, какой поступок его вызвал. Не нужно немедленно заявлять о нем партнеру. Лучше всего уйти в другую комнату или отправиться на небольшую прогулку. Найдите место, где вас не будут беспокоить, по возможности выключите мобильный телефон.

3. Определите истинную причину недовольства

Попробуйте наедине с собой рассмотреть переживание с разных сторон. Сначала дайте ему имя — «неприятное чувство» звучит расплывчато и не поможет прояснить ситуацию. Подумайте, какое слово в наибольшей степени отражает ваше состояние? Произнесите его мысленно или вслух: раздражение, досада, негодование, злость, возмущение, отвращение, беспокойство, обида, разочарование. Возможно, вы подберете какое-то другое слово или образ, которые лучше всего передадут суть переживания.

Вспомните, как давно эта привычка партнера начала раздражать и вызывать другие негативные эмоции — возможно, раньше вы не придали бы ей значения

Скорее всего, незакрытый тюбик зубной пасты или грязная посуда в раковине — лишь повод, но не настоящая причина недовольства. Сама по себе пустая кофейная чашка, оставленная на столе, — это только чашка. Но она стала символом внутреннего конфликта, в котором замешан любимый человек.

Например, вас раздражает, что партнер проводит выходной за просмотром футбольного матча. Но если заглянуть глубже, вас ранит его невнимание и нежелание провести субботу вместе. Или вас вывели из себя его шутки, которые давно не кажутся смешными. Но вряд ли причина в его манере рассказывать анекдоты. Наверное, когда-то и вы смеялись вместе с ним. Просто теперь эти шутки неприятно напоминают о том, насколько вы разные.

4. Сформулируйте проблему

Теперь причина сильных эмоций стала яснее. Возможно, вы даже почувствовали некоторое облегчение. Неприятное чувство изменилось — перестало быть огромным и бесформенным, мешающим владеть собой. Стало более понятным, конкретным, осязаемым.

Попробуйте переформулировать проблему. Теперь вместо «Меня бесит, что он/она снова сделал(а) это» должно получиться что-то похожее на:

  • «Я огорчаюсь, когда он/она забывает про мои просьбы».

  • «Мне обидно, когда я замечаю, что нам нравятся разные вещи».

  • «Я чувствую одиночество, когда он/она целиком поглощен(а) своим хобби».

  • «Мне не хватает его/ее внимания».

5. Поговорите с партнером

Согласитесь, внутреннее состояние сильно изменилось, пока вы выполняли с первого по четвертый пункты. Вначале было сложно справиться с эмоциями. Сейчас они не такие сильные, стали яснее и понятнее, а значит, пришел подходящий момент для разговора. Теперь легче обсуждать все спокойно, без обвинений и упреков.

В диалоге важно сместить фокус с раздражающего предмета — той самой чашки кофе — на чувства, которые он вызывает

Используйте фразы из четвертого пункта. Расскажите партнеру о своей потребности, например, о желании проводить больше времени вместе. Избегайте оценочных суждений и не предлагайте ему измениться. Настройтесь не только на рассказ о себе, но и будьте готовы услышать чувства другого. Постарайтесь понять его потребности и желания, покажите, что настроены на диалог.

Не ждите, что проблема полностью исчезнет с первого раза. Ведь главная цель подобных разговоров — научиться слышать потребности и чувства друг друга. Лишь освоив этот навык, вы станете замечать изменения не на словах, а на деле.

Когда вы будете выполнять практику на определение источника гнева, вам понадобится личное пространство, тишина и спокойствие. Но что, если такой возможности нет? Тогда вам пригодятся наушники с шумоподавлением, которые позволят представить себя на уютной опушке леса, слушающим шелест деревьев и пение птиц, пока вы пытаетесь осознанно подойти к причине своего гнева.

Беспроводные сенсорные наушники с шумоподавлением
Реклама. ООО "Яндекс"