Почему... мы так любим картинки с котиками?

Источник позитивных эмоций

У большинства «потребителей» просмотр кошачьих фото и видео повышает настроение и снижает негативные переживания. К таким выводам пришла психолог Джессика Майрик, исследуя реакцию пользователей на изображения котов в интернете1. Она даже предложила термин cat-related media consumption (что, видимо, нужно переводить как «котикомедиапотребление»). Она выяснила, что просмотр кошачьих фото и видео повышает настроение и снижает негативные переживания.

«У кошек большие глаза, выразительные мордочки, они сочетают грациозность и неуклюжесть. Большинству людей это кажется милым, — согласна психолог Наталия Богачева. — Даже те, кто не любит кошек, предъявляют претензии скорее к их характеру, чем к внешнему виду».

Инструмент прокрастинации

Интернет помогает в работе, но он же помогает ничего не делать, предаваясь прокрастинации. «Даже если мы не избегаем дел, а хотим отдохнуть, узнать что-то новое или развлечься, мы рискуем потратить больше времени, чем ожидали, — говорит Наталия Богачева. — Яркие картинки и короткие ролики задействуют механизмы непроизвольного внимания: на них не надо сосредоточиваться, они сами притягивают взгляд».

Мы стремимся приобрести популярность в интернет-сообществе, публикуя снимки и видео своих питомцев

Кошкам в этом отношении нет равных, что подтверждает исследование Джессики Майрик: лишь четверть из 6800 опрошенных специально ищет изображения кошек. Остальные видят их случайно — но оторваться уже не могут.

Запретный плод

Многие из опрошенных Джессикой Майрик пользователей признавали: любуясь котиками вместо того, чтобы заниматься важными и нужными делами, они отдают себе отчет, что поступают не слишком правильно. Однако это осознание парадоксальным образом лишь усиливает удовольствие от процесса. А впрочем, почему же парадоксальным? Про то, что запретный плод всегда сладок, хорошо известно еще с библейских времен.

Эффект самосбывающегося пророчества

Мы хотим не только видеть востребованный контент, но и стать знаменитыми за его счет. «Стремясь приобрести популярность в интернет-сообществе, многие участвуют в массовых трендах, публикуя снимки и видео своих питомцев, — констатирует Наталия Богачева. — Так что применительно к котам действует эффект самосбывающегося пророчества: стараясь приобщиться к популярной теме, пользователи делают ее еще популярнее».


1 J. Myrick «Emotion regulation, procrastination, and watching cat videos online: Who watches Internet cats, why, and to what effect?», Computers in Human Behavior, November 2015.