Александр Царев
Консультант по маркетингу, Основатель компании Ace Target и информационного портала BTL-magazine.
Почему нам трудно выбирать?

Мой знакомый Юра — очень интересный, активный и искрометный человек. Но есть у него одна проблема. Он никак не может сделать выбор. В ресторане изучает меню по часу. Месяцами размышляет над инвестициями — вдруг что-то интереснее подвернется. Устраивается на работу и вовсе по полгода, выбирая компанию, потому что они «уж очень уговаривали» (на самом деле — когда деньги кончатся).

Да что там — семь лет встречается с девушкой, уже родили ребенка, но все никак не сделает предложение: а вдруг это неправильный выбор?

Посмотрев вокруг, я увидел, что выбор пугает не только Юру. Он печалит и приводит в замешательство практически каждого. Там, где машинальность не прокатывает, откладываем решение в надежде на то, что как-нибудь само рассосется, ну или «вдруг подвернется вариант интереснее». О таком случае я уже в начале рассказал. Ну а уж там, где можно, мы действуем «на автомате». И ленивый мозг радостно экономит энергию.

Возьми любого на улице или в офисе и спроси про выбор. Выбор — это хорошо, скажет условный любой. Это возможности, это горизонты, это ого-го. Вот только стоит приблизить процесс, как окажется, что выбор всегда идет в комплекте — с решительностью, ответственностью и, увы, разочарованием от упущенных возможностей.

Маркетологи, телевизионные продюсеры и продавцы туристических путевок давно это смекнули. Они виртуозно жонглируют «спецпредложениями», к облегчению покупателей и их кошельков. В конце года я разрабатывал настольную игру для маркетологов. Одним из заданий было озвучить за короткое время 5 или 10 названий популярных товаров. Разных категорий. Самых распространенных, типа стирального порошка.

В жизни есть развилки куда важнее, чем перекресток супермаркета. И важно в такие моменты поворачивать осмысленно

Так вот, когда пришло время тестов игры, выяснилось: профессионалы продвижения с трудом могли назвать 5 торговых марок. А вот 10 названий с ходу уже не могли. Изощренные рекламщики не хотят запоминать названия! Потому что на самом деле не хотят выбирать. Что уж говорить об обычных людях с тележками. Но ладно тележки.

В жизни есть развилки куда важнее, чем перекресток супермаркета. И важно в такие моменты поворачивать осмысленно. Хоть на короткое время включить осознанность. Ну хорошо, можно без резких движений, медленно двигаться, хотя бы не стоять открыв рот. Потому что выбор надо делать. У меня, к слову, немало было ситуаций, когда я не решался определиться. И что же? Все устраивалось само собой. Выбор за меня делали другие, а то и вовсе обстоятельства. Но это был выбор не в мою пользу.

Перспективные отношения, которые «двоились, троились» и никуда не привели. Проекты, перетягивавшие ресурсы компании до полного их исчерпания. Много было разных «невыборов»… И все же есть чем гордиться.

Так случилось, что 20 лет назад я поступил сразу в два института. В один, который нравился, и в тот, что был престижен. Соображения имиджа перевесили. Я сдал документы, взял рабочую форму и сел в автобус. Поехал проходить обязательную тогда трудовую практику. Но за три остановки сделал выбор. Вышел и поехал туда, где хотел реально учиться. И этот момент был настолько силен, что я до сих пор вспоминаю его с гордостью.