Сколько времени детям можно проводить у экранов?

Всемирная организация здравоохранения выпустила новые рекомендации по тому, сколько экранного времени положено в сутки детям разных возрастов. Мнение специалистов ВОЗ таково: дети в возрасте до двух лет вообще не должны контактировать с телефонами, планшетами и прочими устройствами. Ребенку 2-4 лет позволительно проводить у экранов не более одного часа в день.

Эти советы совпадают с рекомендациями, которые ранее опубликовала Американская академия педиатрии (AAP). Если в вашей семье есть дети более старшего возраста, специалисты AAP рекомендуют разработать так называемый «Семейный медиаплан». Это свод подходящих для вас правил, цель которого — ограничить «экранное время» и заменить цифровые активности более полезными, но не менее интересными делами.

Составив такой план, вы сможете завести много новых полезных привычек. Наладить сон, добавить в ежедневную рутину игру и творчество, начать вместе готовить — все эти действия помогут поддержать эмоциональную связь между вами и вашими детьми.

Врачи бьют тревогу

Разумность приведенных выше рекомендаций ВОЗ регулярно подтверждают исследователи из разных уголков планеты. Медицинская школа Вашингтонского университета изучила данные опроса 52 тыс. добровольцев — среди них были и дети, и подростки, и взрослые. Оказалось, что в наше время взрослые проводят сидя в среднем 6 с половиной часов в день, а подростки — 8 часов. При этом 65% взрослых, 59% подростков и 62% детей проводят не меньше двух часов в день с гаджетами в руках.

Исследования, проведенные Национальной медицинской библиотекой США и Фондом семьи Кайзер, показали, что американские дети и вовсе посвящают гаджетам, телевидению и компьютерным играм 7-8 часов в день. Врачей беспокоит, что в жизни детей стало мало физической активности — и гаджеты играют свою роль в этой истории.

Американская кардиологическая ассоциация выступила с заявлением, призвавшим родителей сократить экранное время для детей. Сотрудники Ассоциации говорят, что такой образ жизни увеличивает вероятность избыточного веса или даже ожирения. С ними согласны и сотрудники Университета Монреаля. Они обнаружили, что повышение индекса массы тела у детей было связано с чрезмерным доступом к телевизору.

Говорите с ребенком о правилах безопасности в Сети и не пренебрегайте функцией родительского контроля

Авторы научных публикаций и статей бьют тревогу: они говорят, что дошкольники недостаточно играют на свежем воздухе. Меж тем регулярные вылазки на природу, игры на улице улучшают настроение и поведение, снижают уровень стресса, способствуют росту социальных навыков. Авторы исследований понимают, что далеко не у всех есть доступ к уютному и безопасному пространству для игр на свежем воздухе. Они предлагают родителям альтернативу: почаще ходить с детьми в парк, на общественную игровую площадку, записывать их в спортивные кружки.

Наконец, исследователи связывают превышение лимита экранного времени с трудностями в обучении. Сотрудники Университета Альберты и Университета Айовы обнаружили, что слишком частое и слишком длительное использование цифровых устройств может привести к трудностям с концентрацией и внимательностью. Особенно это касается детей дошкольного возраста.

Другие исследования, в том числе две недавние статьи, опубликованные в журнале исследований в области чтения и педиатрии, говорят, что чтение бумажных книг предпочтительнее, чем чтение электронных книг. Оказывается, мы лучше понимаем произведение, если изучили его в печатном виде. Эксперты признают, что просмотр телевизора и игры на телефоне в умеренных количествах не наносят вреда.

Никто не спорит: гаджеты — неотъемлемая часть нашей жизни. Тем не менее все они считают, что сокращение количества экранного времени приводит к улучшению физического и психического здоровья, а также к укреплению социальных связей, стимулирует интеллектуальное и творческое развитие.

Сколько времени детям можно проводить у экранов?

Новые привычки

Сокращение экранного времени — шаг, безусловно, крайне важный (особенно с учетом того, что мы знаем о последствиях чрезмерного увлечения гаджетами). Однако имеет смысл найти как можно больше разнообразных полезных активностей, которые не позволят заскучать без планшета и компьютерных игр. Конечно, стоит больше двигаться, гулять на свежем воздухе, общаться с друзьями и близкими.

Творческие занятия, более ранний отход ко сну, отдых, чтение книг — вот что поможет и вам, и детям «пережить» отсутствие гаджетов. Вот несколько советов, которые помогут разнообразить семейный досуг без использования гаджетов:

  • Возьмите за правило откладывать телефон и выключать телевизор во время семейных трапез. Лучше сосредоточьтесь на общении друг с другом. А еще можно подключить детей к готовке еды и сервировке стола.
  • Выделите время на семейное чтение. Вы можете выбрать каждый свою книгу — или прочесть что-то ребенку. А после обсудить прочитанное.
  • Делайте вместе что-нибудь веселое: играйте в настольные игры, слушайте любимую музыку, пойте, танцуйте. В общем, развлекайтесь!
  • Запланируйте на выходные какие-нибудь интересные дела, ради которых вы готовы все вместе выйти на улицу. Можно сходить в парк, покататься на самокатах, поиграть во дворе в бадминтон.
  • Сделайте спорт частью жизни детей: предложите им заняться плаванием, боевыми искусствами, танцами или йогой.
  • Приобретите семейную карту в ближайшем фитнес-клубе и посещайте его все вместе.
  • Договоритесь о том, во сколько нужно ложиться спать. Придумайте вечерние ритуалы — спокойные занятия, которые способствуют хорошему сну.


Еще можно договориться о том, что какая-то часть квартиры становится зоной, где вы не используете гаджеты и другие устройства с экранами. Но даже когда дети проводят время перед телевизором или компьютером, родителям лучше быть в курсе, какие программы и фильмы смотрят отпрыски, в какие игры они играют.

Говорите с ребенком о правилах безопасности в Сети и не пренебрегайте функцией родительского контроля — есть специальные приложения и программы, которые помогут проконтролировать количество времени, которое ребенок проводит у компьютера или с телефоном в руках.


Об авторе: Роберт Майерс, клинический психолог, работает с детьми и подростками.