Тотальный кризис доверия. Кто виноват и что делать?

Представьте себе, что вы отправляетесь в супермаркет, чтобы купить пачку жевательной резинки. Доставая из кармана деньги, вы холодно смотрите на кассиршу. Она напряжена и бдительна, смотрит прямо на вас. Отдаст она вам жвачку или нет?

Продавщица крепко сжимает пачку в одной руке, а другой пытается вырвать купюру из ваших пальцев. Пара мгновений борьбы, но в конце концов ваши пальцы разжимаются, она отпускает жвачку, вы — купюру. Сделка совершена. Обменявшись с женщиной суровыми взглядами, вы выходите из магазина.

Звучит абсурдно, не так ли? Так просто не бывает! Мы социальные животные и, нравится нам это или нет, зависим друг от друга. Никто из нас не может нормально функционировать, не доверяя другим, убежден Мэтью Легг, антрополог и активный участник международных миротворческих проектов.

Доверие как социальный механизм

Способность нашего вида к совместной деятельности была ключом к выживанию человечества. «Вы бы не читали сейчас этот текст, если бы другие люди не заботились о вас, когда вы были маленьким, беспомощным новорожденным. Чтобы понять, что означают эти слова, вы должны были многому научиться у разных людей. Все это подразумевает зависимость от других. Примерно так и возникла необходимость в доверии», — объясняет автор.

Ступая на «зебру», мы доверяем водителям, что они будут внимательны и сбросят скорость у пешеходного перехода. Садясь за руль, доверяем пешеходам и другим водителям, что они не будут злостно нарушать ПДД. Отводя детей в сад и школу, мы доверяем их воспитателям и учителям. Поступая в вуз, доверяем преподавателям в том, что информация, с которой они собираются нас познакомить, будет научно достоверной. Отправляясь в отпуск, доверяем пилотам, таксистам, гидам и портье. Список можно продолжать до бесконечности, даже если не затрагивать тему более близких, личных отношений.

Допустим, в некоторых случаях наше доверие достаточно условно — например, человек с аэрофобией сомневается, может ли он положиться на экипаж, а переходя дорогу, мы лишний раз смотрим по сторонам. Но во многих других ситуациях мы даже не задумываемся, насколько это доверие «вшито» в механизмы нашей социализации.

Но его уровень, похоже, падает, считает Мэтью Легг.

Кредит исчерпан?

Сегодня все больше взаимодействий происходит в интернете, где нам не хватает той информации, которую предоставляют язык тела и интонации. Как понять, были ли отзывы о продавце оставлены настоящими покупателями или написаны за деньги, чтобы повысить рейтинг магазина? А видео, которое нас зацепило, — оно реальное или фейк? Написаны ли комментарии в социальных сетях серьезно и искренне, или этот человек просто нас троллит? Да и человек ли это?

Да и в реальной жизни поводов для сомнений все больше. Наш коллега или сосед — действительно такой дружелюбный или просто притворяется? Не путаем ли мы вообще реалистичные маски с настоящими лицами? Одно исследование показало, что при просмотре видео мы ошибочно принимаем такие маски за человеческие лица примерно в 20% случаев.

Политики, СМИ, рекламодатели и индустрия развлечений вкладывают огромные средства в тестирование и изучение того, как дергать за нужные ниточки, обманом вызывая у нас сильные эмоциональные реакции. Фотография, от которой мы можем заплакать и закипеть от негодования, оказывается постановочной. Красивый звук грома в кино — всего лишь один из треков в библиотеке звукорежиссера.

«Банкомат поздравляет меня с днем рождения, и на секунду это вызывает во мне теплое чувство. Но потом я начинаю негодовать, потому что знаю: на самом деле мой день рождения вообще никого не волнует. Мое доверие к банку падает», — приводит пример Легг.

Почему это так разрушительно?

Некоторая степень скептицизма может быть вполне оправданной и полезной в мире с таким количеством ботов и мошенников. Но слишком сильное недоверие может нанести серьезный ущерб нашей социальной структуре, считает антрополог.

Когда мы не доверяем друг другу, растут недопонимание и враждебность, поляризация и ненависть. Мы можем не доверять, отвергать все, что нам не нравится, просто называя это идеологическим или предвзятым, но что в итоге? Мы словно помещаем самих себя в футляры и доверяем противоположным источникам информации, позволяем им придавать смысл нашей жизни. Для того, чтобы это преодолеть, важно, чтобы у общества был определенный уровень общего доверия.

Укрепление доверия

Во многих отношениях становится все труднее определить, что реально, а что фейк. Поэтому так важно изучать и вспоминать навыки связи друг с другом, укрепляя доверие, считает Легг. Сюда относятся:

  • совместное времяпрепровождение,
  • развлечение,
  • разоружение,
  • общая деятельность,
  • зрительный контакт,
  • активное слушание,
  • попытка посмотреть на ситуацию глазами другой стороны,
  • широта мышления,
  • разногласия — но конструктивные и полезные для нас.

Обрести эти навыки нелегко, и многие из нас им не обучены. Но они могут изменить наш мир.

«В конечном счете, чтобы продвинуться вперед в мире недоверия, нам необходимо найти хрупкий баланс между верой, критикой и скептицизмом. Нужно преодолеть свои страхи и действовать, но при этом быть достаточно осторожными, чтобы не попасть в нехорошую ситуацию», — уверен Легг. Но, похоже, у каждого из нас все же есть навыки находить и удерживать этот баланс — иначе мы были бы совершенно потерянными и не смогли бы даже купить пачку жевательной резинки.


Об авторе: Мэтью Легг — антрополог, участник международных миротворческих проектов, автор книги «Мы не закончили воевать? Как найти взаимопонимание в мире раскола и ненависти».