Александр Орлов
Доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода.

Я боюсь сделать первый шаг, боюсь, что не получится, боюсь, что не поймут или я ошибусь снова. В детстве я все делала, не раздумывая, все получалось само собой. Везде я была успешна: в школе, на курсах, в танцах или рисовании. Сейчас все изменилось. Может ли быть так, что способности человека с годами теряются, или все-таки дело в каком-то внутреннем страхе? И как с этим бороться? Что следует сделать в первую очередь?

Татьяна, 20 лет

Татьяна, здравствуйте. Вы потеряли не какую-то свою конкретную способность, вы потеряли саму себя, свой главный «внутренний компас». Уверенность не всегда связана с конкретными успехами человека, с адекватной оценкой его способностей.

Часто уверенные люди — это те, кто получил в детстве большое количество поддержки и любви от близких ему людей и продолжает получать ее в настоящем. Что же вам сейчас делать с этой пропажей? Обычно люди в подобных ситуациях начинают активно искать утерянное.

Вам важно понять: когда именно все это случилось с вами? Как и в силу чего эта утрата произошла? Когда возник ваш внутренний страх? Важно получить ясные ответы на все эти вопросы. Эти ответы помогут понять, что и как утрачено.

Иногда, вернувшись в прошлое и поняв механизм возникновения травмы, человек уже получает возможность управлять симптомом, с этим можно работать. А это уже почти половина успеха в обретении смелости, уверенности, спокойствия, то есть всего того, чего так не хватает в последнее время в вашей жизни.