Илья Суслов
Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологи, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала.

Дочери 12 лет. Учится в 6 классе, также уже 8 лет отучилась в школе искусств на художественном отделении. Проблема заключается в том, что, когда рядом находятся незнакомые подростки, она начинает стесняться, грустить и ее ничем не развеселить. Не может обратиться к взрослым и теряется, когда они с ней говорят. До 10 лет она была общительной, могла первой начать знакомиться, легко заводила друзей. В обеих школах у нее есть подруги, проблема только в общении с новыми людьми.

Светлана, 35 лет

11-12 лет — начало пубертата, одного из самых сложных возрастных кризисов. У подростков активизируются самые разные страхи и тревоги, которые проявляются в том числе и стеснительностью в обществе новых знакомых. Подростки боятся не совладать с эмоциями и, как следствие, вести себя нелепо и в итоге показаться неинтересными, глупыми, смешными. Боятся отвержения в виде отказа в знакомстве и общении, грубости и агрессии.

Так что стесняться при знакомстве в этом возрасте — вполне нормально, и в то же время настораживает реакция дочери в виде грусти, в которой она застревает так, что ее даже ничем не получается развеселить. Обычно в таких ситуациях свое стеснение подростки выражают через смущение, тревогу, агрессию, а чаще всего — избегание контакта.

Вы пишете, что у дочери открытый характер — еще пару лет назад она сама инициировала знакомство. Такое впечатление, что с ней произошло что-то нехорошее при новом знакомстве, о чем дочь вам не рассказала. И, видимо, это произошло в контакте с новым человеком старше ее, раз она стала теряться в разговоре со старшими.

Рекомендую попытаться поговорить с дочерью в максимально располагающем тоне и в гуманистической манере о том, что вы заметили изменения в ее поведении. Высказать предположение, что с ней могло что-то случиться в возрасте 10-11 лет, когда она замкнулась. Если у вас не получится ее разговорить или она расскажет что-то страшное, лучше сходить с ней к психологу, работающему с подростками, чтобы проработать последствия психотравмы.