Илья Суслов
Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологи, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала.

Мы прожили в браке 34 года. Муж был «каменной стеной» для меня и дочери, а еще — верным, покладистым, преданным. Прошло почти два года, дочь взрослая, живет отдельно, я работаю. В свободные вечера и выходные не могу придумать, чем отвлечься от грустных мыслей, ничто не вдохновляет. Я выросла в большой семье и с детства привыкла заботиться о братьях и сестрах, а потом — о муже и дочери. Друзья и дочка стараются, чтобы я как можно больше была на людях, но внутри меня пустота.

Знаю, что вечер закончится и я приду в пустую квартиру, лягу в холодную постель и буду слушать тишину. Сплю с включенным телевизором. Понимаю, что слишком растворялась в муже и теперь такую эмоциональную зависимость трудно преодолеть. Мы с мужем много путешествовали, теперь поехать куда-то не с кем: нет подруги, с которой совпадали бы финансовые возможности. Сижу дома, нет желания кому-то навязываться или находить какое-то увлечение. Много читала о подобной проблеме, но не нашла ничего, что бы как-то облегчило мое состояние.

Елизавета, 56 лет

Потеря супруга считается одним из самых негативных стрессовых событий для психики человека. И я вам очень сочувствую, что вы остались одна. Это действительно очень тяжело и больно. Тем более что вы привыкли к общению и заботе о близких, которых сейчас нет рядом.

Вы уже почитали о своем состоянии и наверняка узнали, что сейчас проходите стадию горевания, которая в среднем длится минимум год, иногда два. Вы как раз написали в конце второго года. Если вам не становится легче, возможно, вы застреваете в своем горе. Такое бывает в двух случаях: если отношения были очень плохими или очень хорошими — как, например, у Уинстона Черчилля с женой Клементиной.

Почему нужно говорить о смерти

После смерти Черчилля Клементина не хотела жить, не видела в этом смысла. Но, перечитывая его письма и черновики книг, она наткнулась на одну его фразу, написанную во время бомбежек: «Никогда не сдавайтесь! Никогда не уступайте! Никогда-никогда-никогда — ни в чем: ни в великом, ни в ничтожном, ни в большом, ни в малом, если только честь и здравый смысл не велят вам поступить иначе. Никогда не пасуйте перед трудностями, никогда не сдавайтесь на милость врага, даже если его превосходство кажется очевидным».

Эта фраза воодушевила ее и вернула к жизни. Клементина прожила еще 12 лет, занимаясь общественной деятельностью и изданием неоконченных мемуаров своего великого мужа.

Я обычно предлагаю своим клиентам осмыслить отношения, написав письмо ушедшему супругу. В нем важно максимально подробно изложить, за что вы испытываете благодарность, за что хотите попросить прощения, перечислить обиды и претензии, если есть.

Если есть такая возможность, лучше обсудить и проработать написанное с психотерапевтом: он поможет лучше осознать события совместной жизни, их последствия для психики, вспомнить и заново прожить чувства и эмоции, которые в свое время не были полноценно отражены и в итоге оказались подавлены.

Сначала нужно выйти из состояния одиночества и пустоты, обрести целостность, и только потом вы сможете найти новые смыслы, поставить новые цели и задачи, встретить новых друзей и наконец начать снова радоваться жизни.