Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

Накануне Нового года скоропостижно скончался супруг. Сын четырех лет был очень привязан к отцу. Я не знаю, как помочь ему, как объяснить, что папы больше нет.

Валентина, 32 года

Валентина, очень сочувствую вам и сыну. Когда у ребенка умирает родитель, это сильная травма. К ней примешивается такой неожиданный фактор: ребенок принимает смерть родителя на свой счет. Он не проговаривает себе это словами, но безотчетные ощущения таковы: родитель меня бросил, в его жизни произошло что-то более значимое, чем я. Иначе бы он для меня остался жить.

Эту часть травмы можно уменьшить, рассказывая сыну, какое удовольствие он доставлял отцу, как папа был ему рад. «Папа часто говорил, как он тебя любит, как ты поднимаешь ему настроение». Постарайтесь вообще как можно чаще разговаривать с сыном про папу: про его работу, друзей, что он любил читать и смотреть по телевизору.

Понимаю, что вам может быть тяжело возвращаться к утрате, но все же попытайтесь: если избегать какой бы то ни было важной темы, то у ребенка возникают домыслы и невыговоренные чувства по поводу «фигуры умолчания». Мальчик должен чувствовать, что вы открыты к любому его вопросу про папу, и получать информацию без «мистической» анестезии («Папа по-прежнему с нами, он тебя видит с неба» и т. п.). Это сильно исказит детскую психику. Да, папа умер, его похоронили. Когда захочешь (когда ребенок действительно об этом попросит — уговаривать его не надо), можем съездить на его могилу.

Желательно рассказать об этом как можно позже. Одно дело, когда ребенок слышит о смерти того, с кем вчера общался, и другое — если ему несколько недель говорят, что папа (в других случаях дедушка, бабушка...) в больнице, что его лечат, посещать его пока нельзя. Чем дольше получится поддерживать такую легенду, тем больше ребенок привыкнет и смирится с отсутствием этого человека и тем меньшим (увы, все равно немалым) будет удар.