Александр Орлов
Доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода.

Я познакомилась с мужчиной год назад. Мы живем в разных странах и видимся в моих командировках. Иногда они длятся по два месяца. У нас похожие вкусы, привычки, взгляды на жизнь. Единственное, что меня ужасно беспокоит, — это то, что он хочет видеться со мной гораздо реже, чем я с ним. Чаще я выступаю инициатором встреч, шлю сообщения. Он говорит, что не любит общение через сообщения и письма, предпочитает личную встречу. Я согласна, но страдаю от наших многомесячных разлук. Начинаю подозревать его в равнодушии ко мне. Наверно, он так устроен, у него другой ритм в отношениях. Как мне быть? Мне кажется, его раздражают мои страдания. Он уверяет, что все в порядке и он тоже скучает. А я в слезах жду теплых слов и внимания.

Роза, 29 лет

Роза, мы видим, что вы со своим мужчиной действительно разные. То, что для него более чем достаточно, для вас — просто повод для негативных переживаний. Что же вам делать? Я думаю, что для вашей энергии, инициативы, эмоций и чувств следует найти вместилище соответствующего размера. Вам нужен такой объем, который явно превышает возможности сообщений, электронной корреспонденции и телефонных разговоров.

Всего этого для вас недостаточно, а для него явно избыточно. Согласитесь, налицо очевидное противоречие. Нужно найти такой «резервуар», который вместил бы вашу душу, не загружая при этом его. Я знаю такой. Он очень древний, многократно испытан в деле, никогда не подводил людей, которые прибегали к его помощи. Его торжественное имя — «творчество».

Если ваши чувства невозможно уместить в словах, если их по тем или иным причинам невозможно адресовать их объекту, вашему избраннику, то эти чувства можно вместить в стихотворную строчку, в мелодию, в эскиз, в прозаический пассаж, в художественное фото. Кто-то может сказать, что все это старомодно, даже архаично. «Но зато это человечно и это работает», — скажу я.