Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Сыну моего мужа 15 лет. После развода родителей он какое-то время жил с мамой, но когда она снова вышла замуж, разругался с ней и переехал к нам. Его сестра осталась с матерью. У нас хорошие отношения, он называет меня «лучшим выбором папы», любит нашего маленького сына, но постоянно говорит ужасные вещи о своей матери и сестре... Муж это одобряет, а я понимаю, что так нельзя! Но они оба меня не слушают...

Нана, 31 год

Что движет мальчиком? Он не захотел жить с отчимом и матерью. Вы ему скорее симпатичны, рождение братика радует. В его системе конфликтов и привязанностей важны мужчины и верность «по мужской линии»: сын выбрал отца, не смирился с отчимом — чужой. Братик — это хорошо, наш. Новая жена — «лучший выбор папы», но судить о том, что хорошо и что плохо, не ее дело.

Вас тревожит этот «военный союз» отца и сына, в котором нет места даже идее привязанности к матери, не говоря уж о сестре: кто не с нами, тот против нас. Допускаю, что мальчик по-своему скучает по маме — но ни за что в этом не признается. Возможно, «переход в другой лагерь» был сопряжен со сложными чувствами, несовместимыми с его черно-белой картиной мира. Эти непростые чувства он подавляет, одновременно доказывая отцу, что тот для него важен, а мать — предательница.

Нана, ваш вопрос не столько о воспитании, сколько о том, как жить с воинственными мужчинами в семье, ценности которой вам чужды. Вам понадобится очень много терпения, тихой твердости и готовности не столько судить, сколько анализировать и понять, что их сделало такими.

Мир архаических страстей (мести, ярости) не может быть уютным, но вы уже в нем живете. Значит, придется его узнать глубже, не забывая о собственной безопасности и достоинстве.