«Мой ребенок сошел с ума»

«Доктор, мой сын сошел с ума» — именно с этой фразы начался мой разговор с психологом. Я была уверена, что так оно и есть, и готовила себя к худшему.

А началось все с просмотра старого советского мультика «Храбрый олененок». Главный герой, отважный олененок, спасает маму от стаи волков. Мать-олениха бежит по замерзшей реке и начинает проваливаться под лед, и тогда сын-олененок отвлекает хищников и уводит за собой. Все заканчивается хеппи-эндом: олененок жив, мама спасена, а все оленье стадо приветствует маленького героя.

Даня смотрел мультфильм не отрываясь, переживал за героев и даже в какой-то момент расплакался. Раньше мы за ним такого не замечали. Мы даже хотели выключить мультик, но сыну было важно узнать, что все закончится хорошо. После просмотра он быстро успокоился, и мы забыли о мультфильме.

На следующее утро, когда я позвала Даниила завтракать, сын неожиданно заговорил вслух… «Что ты будешь есть?» — поинтересовался у кого-то Даня. Оказалось, сын общается с олененком. Олененок-невидимка завтракать не собирался. Сын поддержал товарища и тоже не стал есть. Когда пришло время прогулки, сын наотрез отказался выходить, заявив: «Олененок сказал, что будет дождь, гулять не пойду».

Олени-герои

Сначала мы восприняли воображаемого друга как милую фантазию и подыгрывали ребенку — открывали оленю дверь, ставили на стол лишнюю тарелку, говорили «спокойной ночи», как требовал сын. Но вскоре у олененка появились братья, сестры, бабушки, дедушки и прочие родственники. Всего, по словам сына, их было 18! Даня постоянно с ними разговаривал, укладывал спать, пересчитывал за завтраком и ужином и подключал нас к общению с воображаемыми друзьями.

У стада оленят, живущего в нашем доме, было много общего с нашей семьей. Главного олененка тоже звали Даниил. Олени-родители были журналистом и юристом, как и мы с мужем. Когда сын купался, с ним принимали ванну еще три олененка, а оставшихся должны были купать мы с мужем. Если мы шли в поликлинику, должны были взять с собой оленей, чтобы те тоже проверили здоровье.

Но это было еще не самое страшное. Сын начал переносить на оленей все, что видел и слышал. Как-то по телевизору объявили, что кому-то присвоили звание Герой России. Даня стал расспрашивать, что это значит. Я объяснила, что это престижная награда и присваивают ее за выдающиеся заслуги. Через некоторое время ребенок вышел на середину комнаты и заявил, что только что всем 18 оленятам присвоено звание Героев России.

Каждый день он рассказывал нам о подвигах оленят, как они боролись с пожарами и наводнениями, летали в космос, устанавливали спортивные рекорды. Мы с мужем поняли: пора показать сына врачам.

Побег из зоопарка

Мой ребенок сошел с ума
До «встречи с оленями» пятилетний Даниил мечтал стать моряком

Специалист не нашел никаких отклонений в развитии. Порекомендовал больше бывать на свежем воздухе и на ночь принимать успокоительное. Это был не единственный психолог, которого мы посетили. Но все говорили: мальчик здоров, это лишь детские фантазии, они есть у всех детей, в его возрасте это норма. Легко им говорить, в их доме не жило стадо оленей!

Мы все делали, как велели врачи, но муж совершил ошибку — повел Даню в зоопарк. Увидев вольер с оленями, сын бросился к ним с криками: «Оленята, родненькие мои, наконец-то я вас встретил!» Он ходил кругами вокруг вольера, разговаривал с животными, пел им какую-то песню про оленей, которую сам сочинил, рассказывал про свое домашнее стадо. Вокруг вольера столпился народ, увести ребенка от клетки муж смог только силой.

С того момента оленят в квартире стало уже 50, потому что животные из зоопарка тоже «переехали» к нам.

На семейном совете решили отвезти сына к бабушке, полагая, что разлука с оленями и смена обстановки заставит ребенка забыть о них навсегда. Дане пояснили, что оленята останутся в Москве, ведь их слишком много и на них не хватит билетов и мест в поезде. Даня на удивление быстро согласился с нашими доводами.

Мы сели в поезд, и я с облегчением вздохнула. Но не прошло и десяти минут, как он начал всматриваться в окно и кому-то махать руками. «Мама! Оленята бегут за поездом!» — кричал он. В этот момент мне показалось, что я действительно слышу стук их копыт.

Операция по спасению Васи

Так олени добежали до самого бабушкиного дома. Все лето они провели с Даней, бегали по участку, ели клубнику, загорали. Даже соседи свыклись с их присутствием и не протестовали, когда олени «заходили» и к ним на участок. Пришло время уезжать.

Обратно поехали на машине. Мы уже отъехали на приличное расстояние, Даня пересчитывал оленей: «Олененок Петя бежит, олененок Гриша бежит…» И вдруг сын закричал: «Мама, мы забыли самого маленького олененка Васю на даче! Он остался в доме! Он погибнет от голода! Надо вернуться и спасти его!»

Мои попытки успокоить сына тем, что Вася разобьет стекло рожками и выпрыгнет, не увенчались успехом. Даня плакал и твердил, что его товарищ может погибнуть. Устав от истерики, я прорычала мужу: «Поворачивай, мы возвращаемся за Васей».

Мой ребенок сошел с ума

Консультация у психотерапевта

Профессор Научного центра психического здоровья РАМН Вера Бакшина повидала на своем веку многих детей, лично знакомых с Карлсоном, Пеппи Длинныйчулок и другими сказочными персонажами, поэтому даже бровью не повела, когда Даниил открыл дверь в ее кабинет и кивнул своему невидимому стаду: «Заходите!»

У меня было впечатление, что они с сыном нашли друг друга. Более благодарного слушателя я не встречала. Доктор записывал весь олений бред в карту. Они с сыном беседовали несколько часов. Врача интересовало все: родственные связи оленят, откуда они приехали, что едят, как спят… В конце Вера Михайловна спросила сына: «А как же у вас могут жить оленята, если ты человек, папа с мамой тоже? Посмотри на маму, разве она похожа на олениху?» — «Так она мне и не мать», — не моргнув глазом, заявил Даниил.

Я чуть не заплакала: ну все, от родной матери отказался, считает себя оленем, скоро траву есть начнет. Врач считала иначе.

«У вас здоровый и добрый мальчик, — сказала она. — Такая бурная фантазия говорит об эмоциональности ребенка, а это свидетельство хорошего интеллектуального развития. Но из-за повышенной эмпатии нервная система не справилась с потрясением, полученным от мультфильма, и сработала защита. В этом возрасте дети особенно боятся смерти — как своей, так и родительской. Мультфильм же показал, как легко это может случиться.

Ребенок был не готов именно сейчас узнать, что в его жизни может случиться такая беда. И посчитал, что только герои могут справиться с таким несчастьем. Он перенес историю олененка на себя: маленький мальчик, который не сможет спасти родителей, если с ними что-то случится. А олененок смог, он храбрый, герой, поэтому нужно быть на него похожим. Олененок стал для Дани кумиром. Так что теперь вам нужно рассказывать ребенку, что вы тоже способны на поступки, чтобы он видел, что его собственная семья, а не только оленья, способна на многое».

Как бабушка оленей победила

По совету доктора мы с мужем стали вспоминать все свои «героические» поступки — сбор макулатуры и металлолома в школьные годы, успехи в учебе и спорте, красные дипломы и грамоты за соревнования по плаванию. Сын внимательно слушал наши рассказы, но они, кажется, не очень его впечатляли. Нам было далеко до героев России с нашими дипломами и медальками.

В ход пошла тяжелая артиллерия — бабушки и дедушки. Последний в молодости служил на Балтийском флоте. Мы попросили дедушку рассказать о своей героической службе. Даня слушал деда раскрыв рот. Но спросил: «А на Черноморском флоте ты тоже был?» — «Нет, только на Балтийском». — «А вот олени были!» — победоносно заявил ребенок.

Помощь пришла, откуда не ждали. Нас спасла прабабушка, ветеран войны, реальный и настоящий герой нашего времени. Но боясь, что снова не окажем должного впечатления на сына, мы чуть приукрасили ее биографию (ба, прости!).

Так, работавшая во время войны в тылу старушка в наших рассказах стала не только защитницей Москвы, но и брала Берлин и даже забиралась на Рейхстаг, чтобы водрузить на нем знамя Красной армии. Олени были повергнуты. Их авторитет на фоне героической бабули таял ежеминутно, и через пару месяцев стадо «съехало» от нас так же внезапно, как и появилось. Сын даже не вспоминал своих рогатых друзей. Но на всякий случай мы долго еще не решались показывать ему фильмы про животных.