Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Все началось с начальных классов — меня морально унижали. Учительница провела беседу с одноклассниками, а потом отвела меня в сторону и сказала, что в этом моя вина. Она посоветовала следить за собой и больше стараться. Издевательства не прекращались до пятого класса. Потом обо всем узнала мама, встретилась с родителями одноклассников, и от меня отстали. В оставшиеся 6 лет настоящих друзей я не завела, только немного общалась с одной девушкой. Я стала ко всем относиться настороженно, стараюсь не подпускать близко, потому что боюсь, что опять будут издеваться. Сейчас учусь в мединституте на 1 курсе, но так и не могу найти общий язык с одногруппниками. Проблема усугубляется тем, что я считаю себя уродом. Даже не пытаюсь что-то предпринять, потому что уверена, что ничего не получится.

Елена, 18 лет

Школьные годы закончились, но вы продолжаете жить под воздействием старой детской травмы. Раньше у вас не было сил и психологических инструментов, чтобы выйти из изоляции, в которой вы оказались по ряду причин. Сейчас вы окружаете себя недоверием, словно защитной броней. Но эта броня перестала оберегать, она доставляет страдания.

Пока вы только на первом курсе, впереди еще много лет, когда вы можете наслаждаться общением с одногруппниками. У вас есть шанс убедиться, что коллектив может принять и понять вас.

Самое время начать жить по-другому, не так, как вы привыкли. Начните с самого простого — заговаривайте с другими ребятами, во время выполнения учебных заданий присоединяйтесь к обсуждению. Найдите людей, для начала одного человека, кто, возможно, пока не успел влиться ни в одну из неформальных групп. Возможно, вы уже пытались так сделать, но вам было так же трудно и страшно, как в школьные годы. Постарайтесь найти возможность поработать с психологом, чтобы понять, насколько сильно продолжает влиять детская травма.