Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

Сыну 15 лет. Мы договорились, что он проводит за компьютером не больше двух с половиной часов в день и только если нет «долгов» по урокам. Но дай ему волю — он бы целый день играл. Я боюсь, что он не научится сам бороться с этой зависимостью.

Ольга, 45 лет

Немногие родители могут похвалиться такими достижениями в упорядочивании виртуальной жизни подростка. И все же что-то вас беспокоит. Думаю, ваша тревога связана с тем, что вы установили жесткий режим, но это именно ваш режим. В конце дозволенного игрового сеанса мальчик выпадает из организованного вами распорядка и словно оказывается в каком-то ином времени, управлять которым не умеет.

Он умеет соблюдать правила, но плохо создает их для себя — ведь у него никогда не было в этом необходимости. В такой ситуации у кого-то из подростков на время «срывает резьбу» — хорошо, если без серьезных последствий, — а кто-то ищет для себя новые «внешние рамки», часто в противоположность родительским. Военное училище или тоталитарная секта — это крайность, чаще домашние строгости подменяет «офисное рабство». С той разницей, что родителями все же движет любовь, а работодателем — выгода.

Создается впечатление, что сыну сейчас важно не столько бороться за соблюдение графика, сколько начать лучше понимать свою душевную жизнь. Подростки нуждаются в карте внутреннего мира, и все кажущиеся наивными разговоры о смысле жизни, любви и смерти, о несогласии с ценностями другого поколения необходимы для их самопознания.

Есть ли с кем вести эти диалоги вашему сыну? Рано или поздно вместо вопроса «Что от меня требуется и как этого добиться?» у него возникнет другой вопрос: «Что нужно мне самому и где мой путь?» Вы еще успеваете помочь ему поискать первые ответы.