Александр Орлов
Доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода.

Почему сегодня браки распадаются гораздо быстрее, чем у людей из поколения наших бабушек и дедушек? Тогда, вероятно, семьи сплачивала война, а сейчас нет таких факторов?

Татьяна, 30 лет

Татьяна, здравствуйте. Слава Богу, сейчас нет тех факторов сплочения людей, о которых вы пишете. Общество во всем мире меняется в последние 50-60 лет в направлении меньшей традиционности, меньшей стабильности. Относительно старых порядков оно становится гораздо более хаотичным.

Эта тенденция неизбежно ведет к повсеместному увеличению числа распадающихся браков. Внешние факторы стабильности брака, такие как нужда, голод, война, социальный контроль, перестают сейчас быть определяющими. Внутренние, психологические факторы сплочения: влюбленность, страсть, привязанность, привычка и любовь, также оказываются неэффективными.

Иначе говоря, не только внешние, но и внутренние «скрепы» брака не могут обеспечить его сохранность. Есть люди, которые ратуют за восстановление внешнего социального контроля над институтом брака. Мне все же кажется, что их время прошло и уже не вернется.

Есть и другая точка зрения: стабильные и продуктивные отношения между мужчиной и женщиной можно создать за счет внутренних психологических факторов. Мы знаем, что все эти внутренние факторы не могут противостоять разрушению брачных отношений.

Мы знаем также, что в относительно небольшом количестве случаев они справляются с этой задачей. Важно понять, что представляют собой эти случаи. Какая же наука может изучить и понять такие случаи? Поскольку речь идет о внутренних факторах, то этой наукой может быть только психология.

Какая практика может помочь людям осуществить эти факторы в своих отношениях? Поскольку речь идет о психологической практике, то ей может быть только психотерапия. Мой ответ на ваши вопросы оказался довольно пространным, потому что мне хотелось ответить на все то, что волнует вас до такой степени, что заставило обратиться ко мне.