Александр Покрышкин
Игровой терапевт

Пятнадцатилетний сын обвиняет нас в том, что мы не помогли ему социализироваться. Но он много общался, ездил в лагеря. <…> Сын требует, чтобы мы признали, что виноваты в его проблемах.

Ольга, 42 года

Хочется посочувствовать вам, Ольга: точно установить причины сегодняшних проблем наших детей почти невозможно, часто можно только предполагать. Насколько велико ваше участие в том, что происходило с сыном в детстве? И так ли это важно сейчас? Ведь, похоже, помощь ему нужна в настоящем, а не в прошлом.

Очень ценно, что он с вами делится переживаниями, пусть и таким своеобразным способом, в виде претензий. Когда он говорит, что чем-то недоволен, это значит, что он в диалоге с вами. А диалог — это возможность показать свое сочувствие. Было бы гораздо сложнее оказать ему поддержку, если бы он молчал о своих чувствах.

Иногда нам кажется, что формально в жизни детей все хорошо — накормлен, одет, учится в хорошей школе. Но это не гарантия того, что ребенок доволен жизнью и психологически благополучен. Что его беспокоит? Возможно, проблемы с социализацией у него именно сейчас? Поговорите об этом, вам станет понятнее, в чем суть, и вы предложите ему идеи, которые помогут справиться с ситуацией.

Но, разговаривая, не рассчитывайте, что парень в одночасье станет довольным. Это вопрос не одного дня. И только ли в нем одном причина сложностей в общении? Нет ли токсичных отношений в школе? Часто дети оценивают себя через призму мнений окружения. В обстановке троллинга, безразличия взгляд на себя может искажаться.

И тогда сыну нужна иная точка зрения на него: вы можете помочь найти ему новую компанию — кружки, встречи, курсы подготовки к университету, поездку куда-то, словом, любые группы, где гарантирована другая атмосфера, а значит, и шанс почувствовать себя по-другому.