Надежда Лубяницкая
Ректор Московского института гештальта и психодрамы

Мы дружим со школы. Но в последнее время подруга поучает меня, что «каждая женщина должна любить себя». Платье меня полнит — «Зачем так говоришь? Ты стройная!». Жалуюсь на упадок сил — «Так нельзя! Взбодрись!». <…> Но разве любовь — это не честность к самой себе?

Марина, 39 лет

Психология стала модной, многие начали ходить к психотерапевтам, читают книги. Кажется, появилась тенденция — учиться себя любить. А что значит «любовь к себе»? Мне кажется, Марина, ее нет. Изначально это любовь и принятие близких, родителей, оседающие в нас некоторым базовым самоощущением, которое позволяет нам относиться к себе с уважением и теплом. Хорошие родители — не те, кто принимает все, что бы ребенок ни делал. Они могут критиковать отдельные его поступки, но не личность в целом.

Вы чувствуете в словах подруги как раз то самое неприятие, требование быть другой. Под вывеской «любить себя» суть послания такова: «Ты не такая, исправься», поэтому оно так задевает. Я бы сказала подруге спасибо за заботу, но, похоже, такая форма не очень вам подходит и вы воспринимаете слова как критику. Можно попросить подругу рассказать, как ей помог навык любить себя.

Для меня принятие себя, любовь к себе — это некий фон, на котором дальше я уже решаю, что хорошо, а что нет, — красить волосы или нет, худеть или нет. Очень полезное умение — различать, где я себя хочу принимать, а где я себя хочу менять. Нам всем необходимо уважать право другого выбирать то, что ему подходит.