Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Учусь в десятом классе. Многие знакомые уже определились с будущей профессией и местом обучения, а когда меня об этом спрашивают, мне и ответить нечего. Определенность упростила бы подготовку к экзамену. Я же не могу решить: то хочу стать врачом, то механиком, то дипломатом. У меня много интересов, но учителя требуют определиться. Мама не может мне помочь, считает, что нужно получить то образование, которое гарантирует успешное трудоустройство. А я боюсь остаться ни с чем.

Михаил, 16 лет

Михаил, не относитесь к выбору профессии как к чему-то, что навсегда определит вашу судьбу. Поразмышляйте, что именно нравится в каждой специальности, о которой вы думаете. Действительно ли вы чувствуете интерес, или ваш выбор навязал кто-то из окружающих? Узнайте про выбранную профессию у знакомых, которые работают в этой сфере, поищите информацию в интернете. Спросите, в чем заключается их работа, с какими трудностями они сталкиваются. Прислушайтесь к себе, что в их рассказе вас привлекает, а что вызывает тревогу и опасения.

Не бойтесь совершать ошибки. Сейчас вы в том возрасте, когда главное — пробовать. Важно только, чтобы выбранные направления были интересны именно вам. При этом нужно ориентироваться и на свои способности. Например, вряд ли разумно поступать на физический факультет, если вам легче даются гуманитарные предметы.

Поищите тесты на профориентацию. Можно даже бросить монетку, но только в том случае, если выбор альтернатив вы сделаете самостоятельно.