Юлия Безмельцева
Клинический психолог, схема-терапевт, системный семейный терапевт, медиатор, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП), действующий член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ)

В детстве я мечтала стать учителем русского языка и литературы, запоем читала. Потом увлеклась английским. Сейчас знаю английский, французский, испанский и немецкий, люблю живопись, архитектуру, историю, перевожу стихи, много читаю о психологии, культурологии, антропологии, люблю путешествовать. У меня два образования — учителя и переводчика. Несколько месяцев назад ушла с работы учителем английского и сижу дома. Деньги закончились, помогает папа. За 8 лет я поработала в 10 разных школах. Надоело хамство детей и родителей. Все терпят, а меня это возмущает, я говорю правду, отстаиваю свою точку зрения. В двух школах из-за этого был конфликт с начальством. Каждый раз уходила с мыслью, что в школу больше не вернусь. Но проходило лето, и я думала: «А куда еще мне идти?» О моей работе начальство отзывалось хорошо, родители тоже, дети меня любят, особенно в начальной школе. Я чувствую, что могла бы многое сделать в плане воспитания, идей и задумок много, но все разбивается о бюрократию и современный подход, при котором у ребенка одни права, но никаких обязанностей. Мои глубокие знания не востребованы. Я чувствую себя ненужной, нереализованной, на обочине дороги. А кем еще могу работать, не представляю.

Виктория, 33 года

Виктория, у вас прекрасное образование, вы знаете четыре языка, начитанны, обладаете широким кругозором. Кому как не вам искать работу по душе и наслаждаться ею? У вас большой преподавательский опыт, о вашей работе хорошо отзываются коллеги, ученики и их родители, а значит, ваши опыт, знания, умение доносить материал и способность заинтересовать учеников нужны.

У вас много задумок и идей — почему вы не воплощаете их? Вокруг масса языковых школ, изучение иностранных языков входит в программу всех вузов, а значит, преподаватели постоянно нужны. Кроме того, набирают популярность онлайн-школы и курсы.

Почему вы чувствуете себя нереализованной? Что для вас самореализация в профессии? Что значит для вас «быть на обочине»? Кто оказывается на обочине и почему там оказались вы?

На протяжении 8 лет вы сменили 10 школ, что, конечно, не способствует карьерному развитию: каждый новый работодатель задается вопросом, в чем ваша проблема. Да, за последние годы отношение ко многим ранее почитаемым профессиям: учителей, воспитателей, врачей — сильно изменилось. Многие сегодня воспринимают их как работников сферы услуг и относятся соответственно, что, разумеется, огорчает, злит, снижает мотивацию и просто обижает. Но это действительность, которую стоит учитывать.

90% конфликтов можно погасить еще в зародыше

Свою позицию необходимо отстаивать, сохранять личное и профессиональное достоинство, но вопрос в том, как это делать. Вы пишете, что никогда не молчите, отстаиваете свою точку зрения, конфликтуете с начальством. При этом не рассказываете, что пытаетесь вникнуть в ситуацию, поставить себя на место родителя и спокойно донести, что с вами в таком тоне разговаривать нельзя.

Я, в числе прочего, занимаюсь конфликтологией, поэтому не понаслышке знаю, что 90% конфликтов можно погасить еще в зародыше, когда собеседник только обращается к вам с намерением поругаться. Складывается впечатление, что вы воспринимаете мир в черно-белом цвете: все, что вписывается в вашу картину мира, — хорошо и правильно, все, что нет, — неправильно, и с этим нужно сразу рвать.

Кажется, что вы жестко отстаиваете свои границы, но в ущерб своим же интересам. Эта максималистская позиция вряд ли приведет вас к внутренней гармонии и обретению работы мечты, ведь всегда будут несогласные, те, кому вы будете не нравиться, а каждый раз ругаясь и хлопая дверью, вы делаете хуже самой себе. Вот и сейчас вам плохо, грустно, вы сомневаетесь в себе, своей нужности, квалификации, сделанном выборе.

Научитесь соблюдать баланс, который позволит вам не терпеть хамство в свой адрес, но при этом сохранять работу, которая вам самой нравится и приносит удовольствие.