Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

В нашем творческом коллективе нет жесткого дресс-кода. Один очень талантливый парень может ходить с грязными волосами и в одной и той же одежде несколько дней. Работать просто невыносимо. Мы с коллегами обсуждали, как дать понять нашему неряхе, что есть элементарные правила гигиены. Но так и не нашли деликатного способа.

Светлана, 28

Похоже, для коллеги немытая голова и запах пота (равно как и ароматы мытых и пушистых представителей творческого коллектива) просто «не читаются» — так бывает.

Но я бы обратила ваше внимание на другой аспект: парень отличается от других и нарушает некую культурную норму. Он — идеальный кандидат на роль изгоя, а потому притягивает гуляющие в любой группе флюиды взаимного недовольства, как бы берет их на себя. Любые собравшиеся вместе люди выделяют углекислый газ, так или иначе нарушают личные границы друг друга и обмениваются не только «лайками». Иметь групповой секрет от одного из участников процесса и обсуждать «нашего неряху» в кулуарах — не самый здоровый, но удобный способ больше принимать всех остальных. Если вы хотите помочь молодому человеку и при этом не исстрадаться самой, то разговаривать с ним нужно исключительно от своего лица, ни с кем не советуясь, не вступая ни в какие альянсы.

Схема проста: ты прекрасен тем-то и тем-то, но не замечаешь чего-то, что создает неверное представление о тебе и проблемы для других людей. Если ты готов это изменить, действия должны быть такие-то. Есть риск, что не сработает. Но поскольку тема неопрятности обычно связана со стыдом, лучший путь — суховатый разговор-консультация, ведь стыд — чувство токсичное. Значит, разговаривать стоит так, как если бы речь шла о перезагрузке компьютера.