Илья Суслов
Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологи, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала.

Тридцать лет назад во время землетрясения в Армении погибла моя мама. Мне почти 42, и я до сих пор переживаю утрату. Три года назад обратилась за помощью к психологу. Вроде бы стало лучше, осталось чувство благодарности за все, что мама делала для меня. Про стадии горевания читала, писала маме письма. Но мой день рождения и дата ее смерти находятся рядом, и это по-прежнему тревожит и волнует меня. Кроме того, в этом году умерла бабушка, которая меня воспитала, и я поняла, что все еще обижена на нее. Много думаю об этом. Хочу понять, когда же наконец смогу завершить горевание.

Евгения, 41 год

Смерть одного из родителей — трагедия в любом возрасте, а особенно в детстве и юности. Тем более, ваша мама умерла, когда вам было 12 лет, в начале пубертата. И не отгоревав тогда, вы застряли в своем переживании на долгие годы. Обратились к психологу и, видимо, не довели терапию до конца, раз до сих пор тревожитесь и волнуетесь, что ясно из письма.

Иногда ко мне приходят люди, которые уже посетили других психологов, но так и не решили проблему. Теорию читали, письма умершему писали, сжигали, потом развеивали пепел, а не помогло. В чем же дело? В проживании горя очень важен посыл в письмах и дальнейшая процедура их прочтения и обсуждения, а не ритуалы. На своих сеансах я придерживаюсь следующего алгоритма: сначала предлагаю написать письмо и выразить в нем чувства и переживания в произвольной форме.

Потом мы читаем написанное вслух, подробно обсуждаем, проговариваем изложенные факты и чувства. Затем я прошу написать новое письмо, структурировав текст по трем группам: за что клиент благодарен умершему, на что обижен и за что хочет попросить прощения. Это письмо мы также читаем и обсуждаем. Разыгрываем сцену по психодраматическим правилам, когда клиент зачитывает или произносит текст из последнего письма, обращаясь к умершему, словно тот еще жив. Таким образом завершаем процесс горевания.

Теперь что касается ваших чувств к бабушке. Вы пишете, что до сих пор обижены на нее. Конечно, она воспитывала вас по-своему, как могла, как умела, не так, как мама, не так, как вам нравилось. Вы могли считать, что должны быть ей благодарны, и сдерживать недовольство какими-то ее действиями и решениями. И только после ее смерти разрешили себе осознать обиду.

Ее тоже можно проработать по схеме, указанной выше. Кроме того, есть и другие методы и способы проживания горевания. Мой опыт показывает, что терапия хорошо помогает справиться с горем, если проработать его правильно.