Инна Чиркова
Детский, семейный психолог, психодрама-терапевт

Я учитель, а по совместительству — мама троих детей. Старшая дочь в этом году окончила институт с красным дипломом, средняя учится на четверки и пятерки, а вот на младшем природа отдохнула. В первом классе остался на второй год: была долгая адаптация, второе полугодие не вылезали из больницы — ангины за ангинами. Поменяли школу, в новой все нравится. Договорились с директором, чтобы сын снова пошел в первый класс. Первое полугодие был в числе лучших, во втором снова подхватил ангину, она дала осложнение на слух. Сын стал глухим. Учится в той же школе, носит слуховой аппарат. Первую четверть закончил хорошо, вторую — с пятеркой по английскому, по остальным предметам тройки. Мне стыдно, что я учитель, а сын отстает, хоть и занимаюсь с ним дополнительно. Ходили на психолого-медико-педагогическую комиссию, задержку психического развития не поставили. Делали МРТ головы и обследования у невролога, протоколы хорошие. Все говорят, что я предъявляю к сыну много требований, а я не могу по-другому. Не хочу, чтобы окружающие за спиной говорили: мол, других детей обучает, а своего ничему научить не может. Не хочу, чтобы сомневались в моей компетенции. Как быть?

Наталья, 43 года

Наталья, скажу честно: дочитывая ваше письмо, я представила себе маленькую девочку, которая капризно топает ножкой и обижается, что игрушка, с которой она играла, сломалась. Все говорили, что игрушка хрупкая и надо ее беречь, но девочке хотелось показать, какие трюки она умеет с ней вытворять.

Но, Наталья, ваш мальчик — не игрушка. Он страдает от того, что вы не принимаете его как сына, а используете как способ решения своих проблем. Чтобы помочь вам в решении главного вопроса, надо разобраться, какое место в вашей жизни занимают здоровье и счастье вашего ребенка.

Почему вы думаете, что окружающие только и делают, что обсуждают вашу учительскую компетентность и достижения вашего сына? У всех свои события, проблемы, трудности. Более того, компетентность педагога заключается не в достижениях ее ученика, а в средствах, которыми он пользуется. Если учащийся преодолевает барьеры не по силам, болеет и чахнет, но продолжает учиться — значит, грамотный педагог правильно определил его зоны ближайшего развития.

Важно научиться делать своего ребенка счастливым, принимать его личностные особенности — иначе как вы сможете принимать чужих детей? Разве можно считать, что троечниках природа отдыхает? Стоит ли постоянно сравнивать их с отличниками и хорошистами?

Грустно, что мама вы «по совместительству». Почему для вас так ценно быть учителем? Кому и что вы доказываете, демонстрируя педагогическую компетентность? Почему вы так боитесь оценки вашей деятельности как учителя, но вам совсем не страшно, что ваш младший сын истощен, болен и несчастлив?

Попробуйте представить, чем могут закончиться ваши эксперименты над сыном, к чему это приведет в подростковом возрасте и позже. Полюбите сына просто потому, что он ваш, ваша плоть и кровь, самое ценное, что есть у вас в этом мире.