Александр Покрышкин
Игровой терапевт

11-летний сын дома, когда готовит уроки, все хорошо рассказывает, а как в школе учитель вызовет, стоит и мычит что-то бессвязное. Потом переживает. Что делать, ума не приложу.

Инесса, 35 лет

Мне было бы интересно узнать, что думает сам мальчик, нужна ли ему помощь, как он описывает, что с ним происходит. В каком бы классе он сейчас ни был, у него уже есть достаточный опыт, чтобы себя оценить и задуматься о том, что его поддерживает.

Вы можете спросить его: что помогает ему чувствовать себя увереннее, что больше мешает, что вы можете для него сделать? Может быть, сыну просто нужно получше подготовиться к уроку. Если ему сложно выступать на публике, можно отрепетировать дома, позвать в зрители бабушку, папу и в дружеской атмосфере дать ему прочитать стихотворение или рассказать тему урока столько раз, сколько потребуется.

Но, возможно, дело в другом. Рассказывает ли вам сын, какие у него отношения с одноклассниками? Не исключено, что над ним смеются или атмосфера в классе такова, что конкурировать, оценивать и подтрунивать там в порядке вещей. В такой обстановке даже матерым ораторам трудно не оконфузиться. Если это так, стоит поговорить с учителем, с другими родителями. Как крайний способ решения проблемы — поменять класс или школу на ту, где атмосфера будет более дружелюбной.

А еще вопрос к вам: вы уверены, что он всегда «мычит»? Если вы с уважением отметите его пусть и маленькие, но успехи, ему наверняка будет проще относиться к выступлениям у доски. Ему нужна эмоциональная поддержка, сочувствие — и в первую очередь от вас. Часто ли он проявляет инициативу, обращаясь первым за помощью? Попробуйте спросить сына: что ты чувствуешь? Он может не ответить, но по крайней мере осознает, что с его мнением считаются, а его переживания важны.