Александр Колмановский
Специалист по семейным и детско-родительским отношениям.

9-летний сын боится потерпеть поражение, даже в школьных эстафетах, в шахматах, футболе. Если он чувствует, что соперник сильнее, то отказывается играть. Дома, проигрывая в настольные игры, бросает фишки и убегает в свою комнату.

Марина, 33 года

Узнаваемая картина переживаний ребенка с низким самопринятием. Ему очень важно быть лучше других или хотя бы не хуже. Это безотчетное, бессознательное, но очень глубокое стремление. Оно не врожденное. Это состояние развивается, когда ребенок чувствует, что родители им то довольны, то недовольны, он то принят, то не принят, и ему кажется, что он должен заслужить родительское, а через него и всеобщее признание. Что сам по себе он этого признания недостоин.

Ребенок видит, что хорош, пока удовлетворяет каким-то условиям. Пообещал и вынес мусор — «Вот молодец! Постарался и смог!», не вынес — «Ну как же можно на тебя рассчитывать!». Получил двойку и тройку — «Ну что ж ты так!». И тогда у ребенка обостряется потребность опереться на какие-то козыри или отвести от себя стрелку обвинения: «А я не обещал вынести мусор», «А сегодня не моя очередь», «Подумаешь, у половины класса двойки».

Но чем острее это ощущение условного принятия, тем болезненнее ребенок переносит очередной неуспех. Именно такие дети тушуются, теряются у доски, плохо пишут контрольные и проваливают экзамены.

Я бы порекомендовал вам, Марина, «прозвонить», как говорят электромонтеры, свои отношения с сыном: где он нагружен вашей назидательностью, принятием на ваших условиях. Где бы вы могли вместо досады — «Ну что же ты мусор не выбросил?!» сказать: «Заболтался? Заигрался? Бывает». С ним ни в коем случае, даже дома, нельзя не только играть в конкурентные игры, но и шутливо драться на подуш­ках, состязаться в остроумии. А если вдруг вы оказались соперником мальчика в игре, немедленно подставляйтесь.