Екатерина Крюкова
Психодраматерапевт, гештальт-терапевт, заведующая кафедрой психодрамы Московского института гештальта и психодрамы (МИГиП)

Последние 8 лет работала на износ по контрактам за границей. 10 месяцев как я дома, начала спать по ночам. Недавно предложили новый контракт. Здравый смысл говорит: нужны деньги. Но я отказалась, теперь корю себя. <…> Неужели я проиграла, сдалась своим страхам вместо выхода из зоны комфорта и развития?

Екатерина, 41 год

У меня ощущение, что этими восемью годами вы себя выпотрошили, Екатерина, так, что даже перестали спать. Я поддерживаю решение выбрать более спокойный образ жизни, чтобы восстановиться. Но вас мучает конфликт. Интуиция вопит: «Ни в коем случае, мы скончаемся, если снова ввяжемся!» А здравый смысл вворачивает разные социальные клише — «малодушие», «профессиональный рост», «сдалась».

Думаю, вы довольно давно ведете диалог с кем-то, кто имеет для вас большое значение. И именно этот персонаж укоряет вас в проигрыше.

Кстати, в каком соревновании вы участвовали и за что боролись? В чем вы прекратите расти и для чего развиваться? Нет ответов на эти вопросы — попробуйте их найти. Очень часто бывает так, что какой-то авторитет (родители, бабушки и дедушки, учителя, старшие братья и сестры) становится на всю жизнь главным судьей и мерилом всего, что мы делаем.

Эти люди могут жить хоть на Камчатке, но их «голос» всегда с нами. Подгорела яичница? Голос нас упрекнет по-матерински: «Ну как обычно! Могла бы быть внимательнее!»

Когда даже организм вопиет о том, что он на последнем издыхании, ваш критик — «здравый смысл» — опять поднимает голову. Вспомните, как его зовут. И не его ли это желание на самом деле?

Может быть, пора следовать голосу собственных потребностей и оставаться в зоне комфорта, которая для вас, судя по всему, сейчас стала реанимацией, где вы сможете просто выжить и начать свободно дышать.